Robert Schumann - The Complete Piano Works (13 CD Set) (1989)
Замечательное боксовое издание великого композитора. Под спойлером я разместил статьи о композиторе и о исполнителе для интересующихся.
Год: 1989
Жанр: Classical
Продолжительность: 14:26:46
Кодек: APE
Трек лист:
01-18 - DAVIDSBUNDLERTANZE OP. 6
19-21 - PHANTASIESTUCKE OP.lll
22-26 - GESANGE DER FRUHE OP. 133
27-30 - KLAVIERSTUCKE OP. 32
01-21 - CARNAVAL OP.9
22-41 - ALBUMBLATTER OP.124
42 - CANON FUR ALEXIS
43 - ARABESKE OP.18
01-04 - KLAVIERSONATE FIS-MOLL OP.il
05-11 - IMPROMPTUS OP.5
12-17 - 6 INTERMEZZI OP.4
01-13 - KINDERSZENEN OP.15
14-16 - 3 ROMANZEN OP.28
1 7-23 - 7 KLAVIERSTUCKE IN FUCHETTENFORM OP. I 26
24-29 - ETUDEN NACH PAGANINI OP.10
01-03 - FANTASIE OP.17
04-11 - FANTASIESTUCKE OP.12
12 - SUPPLEMENT ZU OP.12
13-18 - ETDDEN NACH PACANINI OP.3
01-13 - SYMPHONISCHE ETUDEN OP.1 3
14-19 - 5 VARIATIONEN POSTH. OP.13
20-23 - NACHTSTUCKE OP.23 "
24-27 - SKIZZEN FUR DEN PEDALFLUCEL OP.58
28 - BLUMENSTUCK OP.19
01-08 - KREISLERIANA OP.16
DREI SONATEN FUR DIE JUGEND OP.118
09-12 - NR.1:KINDERSONATE G-DUR
13-16 - NR.2: SONATE D-DUR
17-20 - NR.3: SONATE C-DUR
ALBUM FUR DIE JUGEND OP.68
01-18 - TEIL 1: FUR KLEINERE
19-43 - TEIL 2: FUR ERWACHSENERE
01-09 - WALDSZENEN OP.82
10 - GEISTERVARIATIONEN UBER DEN LETZTEN GEDANKEN
11-18 - SONATE NR.3 IN F-MOLL OP.l 4
19 - HASCHE MANN
20 - MIT GOTT
01-08 - HUMORESKE OP.20
09-13 - FASCHINGSSCHWANK AUS WIEN OP.26
14 - TOCCATA OP.7
15-23 - SUPPLEMENT ZU OP.68
01-08 - NOVELETTEN OP. 21
09-14 - ETUDEN FUR DEN PEDALFLUGEL OP.56
01-14 - BUNTE BLATTER OP.99
15-18 - VIER FUGEN OP.72
19-22 - VIER MARSCHE OP.76
23 - SCHERZO, F-MOLL, ORPOSTH.
24 - ALLEGRO OP.8
1 - VARIATONS SUR LE NOM "ABEGG" OP.l
02 - PAPILLONS OP.2
03-06 - SONATE G-MOLL OP.22
07 - PRESTO G-MOLL OP.POSTH.
08 - IMPROMPTUS UBER EINTHEMA VON CLARA WIECK OP.5
Роберт Александр Шуман (Schumann) - знаменитый германский композитор, родился 8 июня (27 мая) 1810 года в саксонском городе Цвикау, умер 29 (17) июля 1856 года. Композиторский дар проявился у Шумана очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в Лейпцигский университет, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии - давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828-1829 годам, относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Шуман перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим знатоком музыки, советовавшим Шуману обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Шумана, убеждавшего ее согласиться на перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Шумана: в 1830 году, переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала он занялся игрой на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 года, изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Шумана и уже в 1833 году он выступил с ор. 7, impromptu ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений. В 1834 году он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik", восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Шумана продолжалась до 1844 года. В 1854 году его статьи о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием ("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875). В 1834-1835 годах Шуман закончил свои бессмертные произведения для фортепиано - симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, "Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана", "Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836-1839 годах был у Шумана так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Шумана в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Шуман стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Шуман познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Шумана на Кларе Вик, в 1840 году, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 году Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 году Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 году Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату "Рай и Пери", на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Шумана, но особого значения, в смысле успеха композиций Шумана, его поездка по России не имела. В 1845 голу Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847-1848 годах он написал оперу "Геновефа", в 1850 году данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как например Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за сочинение музыки в "Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 году, в сотую годовщину дня рождения Гете. С 1850 года начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для него, хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 году имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь средний успех. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания. Шуман всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 году появились первые признаки душевной болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 году в санаторий близ Бонна, Шуман скончался через два года. В 1880 году, на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Шуману на его могиле в Бонне.
Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830-1853). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Шумана особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений Шумана, даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Шуман стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Шумана, отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Шуман перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Шуман выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Шуман придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная партия. Для своих романсов и песней Шуман пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Шумана был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли композитора. В области симфонии, за которую Шуман взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Шумана заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur, так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Шуман хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В камерной музыке и в концертной Шуман дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Шуману вполне: его опера "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила в натуре Шумана: его "Рай и Пери" - одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Шумана (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Шумана охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Шуман в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".
Исполнитель: Jorg Demus
Артистическая биография Демуса во многом сходна с биографией его друга Пауля Бадура-Скоды: они ровесники, росли и воспитывались в Вене, окончили здесь Музыкальную академию, одновременно начали концертировать; оба любят и умеют играть в ансамблях и вот уже четверть века составляют один из популярных во всем мире фортепианных дуэтов. Много общего и в их исполнительском стиле, отмеченном уравновешенностью, культурой звука, вниманием к деталям и стилистической выверенностью игры, то есть характерными чертами современной венской школы. Наконец, сближают двух музыкантов и репертуарные склонности - оба отдают явное предпочтение венской классике, настойчиво и последовательно пропагандируют ее.
Но есть и различия. Бадура-Скода несколько раньше завоевал известность, причем, известность эта базируется прежде всего на его сольных концертах и выступлениях с оркестрами во всех крупнейших центрах мира, а также на педагогической деятельности и музыковедческих трудах. Демус концертирует не так широко и интенсивно (хотя тоже объездил весь мир), не пишет книг (хотя ему принадлежат интереснейшие аннотации ко многим записям и изданиям). Его репутация зиждется в первую очередь на самобытном подходе к интерпретаторским проблемам и на активной деятельности ансамблиста: помимо участия в фортепианном дуэте, он завоевал славу одного из лучших аккомпаниаторов мира, выступал со всеми крупнейшими инструменталистами и певцами Европы, систематически сопровождает концерты Дитриха Фишера-Дискау.
Все сказанное отнюдь не значит, что Демус не заслуживает внимания просто как пианист-солист. Еще в 1960 году, когда артист выступил в США, рецензент журнала "Мюзикал Америка" Джон Ардойн писал: "Сказать, что игра Демуса была солидной и значительной, вовсе не значит принизить его достоинства. Просто это объясняет, почему она оставила ощущение скорее тепла и удобства, чем подъема. В его интерпретациях не было ничего причудливого или экзотического, и никаких фокусов. Музыка лилась свободно и легко, самым естественным образом. А этого, кстати говоря, вовсе не легко достичь. Это требует большой доли самоконтроля и опыта, которыми и обладает артист".
Демус - до мозга костей венец, и его интересы сосредоточены почти исключительно на австрийской и немецкой музыке. Причем, в отличие от Бадура-Скоды, центр тяжести приходится не на классиков (которых Демус играет много и охотно), но на романтиков. Еще в 50-х годах его признали выдающимся интерпретатором музыки Шуберта и Шумана. Позднее программы его концертов состояли почти исключительно из произведений Бетховена, Брамса, Шуберта и Шумана, хотя иногда в них встречались также Бах, Гайдн, Моцарт, Мендельсон. Еще одна область, привлекающая внимание артиста,- музыка Дебюсси. Так, в 1962 году он удивил многих своих почитателей, записав "Детский уголок". Десять лет спустя неожиданно для многих вышло в записи Демуса полное собрание - на восьми пластинках - фортепианных сочинений Дебюсси. Здесь далеко не все равноценно, не всегда хватает пианисту необходимой легкости, полета фантазии, но многое, по мнению специалистов, "благодаря полноте звучания, теплоте и изобретательности, достойно встать в один ряд с лучшими интерпретациями Дебюсси". И все же австро-немецкая классика и романтика остаются основной сферой творческих поисков талантливого артиста.
Особый интерес вызывают, начиная с 60-х годов, его записи произведений венских мастеров, сделанные на роялях, относящихся к их эпохе, причем, как правило, в старинных дворцах и замках с акустикой, помогающей воссоздать атмосферу первозданности. Появление первых же пластинок с произведениями Шуберта (самого, пожалуй, близкого Демусу автора) критика встретила восторженно. "Звук поразителен - музыка Шуберта становится сдержаннее и тем не менее красочнее, и, несомненно, эти записи чрезвычайно поучительны",- писал один из рецензентов. "Самое большое преимущество его шумановских интерпретаций - их утонченная поэзия. Она отражает внутреннюю близость пианиста к миру чувств композитора и всей немецкой романтики, который он передает здесь, нисколько не теряя своего лица",- отмечал Э. Кроэр. А после появления пластинки с ранними сочинениями Бетховена в прессе можно было прочесть и такие строки: "В лице Демуса мы нашли исполнителя, чья плавная, полная раздумий игра оставляет исключительное впечатление. Так, судя по воспоминаниям современников, мог бы играть свои сонаты сам Бетховен".
С тех пор Демус записал на пластинки (как самостоятельно, так и в дуэте с Бадура-Скодой) десятки разнообразных произведений, используя при этом все доступные ему инструменты из музеев и частных собраний. Под его пальцами наследие венских классиков и романтиков предстало в новом свете, тем более что значительную часть записей составляют редко исполняемые и мало известные сочинения. В 1977 году он, вторым из пианистов (после Э. Ней), был удостоен высшей награды Бетховенского общества в Вене - так называемого "Бетховенского кольца".
Однако справедливость требует отметить, что его многочисленные пластинки отнюдь не вызывают единодушного восторга, и чем дальше, тем чаще слышны и нотки разочарования. Все, конечно, отдают должное мастерству пианиста, отмечают, что он способен проявить экспрессивность и романтическую полетность, как бы возмещая суховатость и отсутствие настоящей кантилены у старых инструментов; бесспорны поэтичность, тонкая музыкальность его игры. И все же многие согласны и с претензиями, высказанными недавно критиком П. Косее: "Записывающая деятельность Йорга Демуса заключает в себе нечто калейдоскопическое и тревожное: чуть ли не все маленькие и большие фирмы издают его пластинки, двойные альбомы и объемистые кассеты, репертуар простирается от дидактических педагогических пьес до поздних сонат Бетховена и концертов Моцарта, исполняемых на молоточковых фортепиано. Все это несколько пестро; тревога же возникает, когда обращаешь внимание на средний уровень этих записей. День содержит всего 24 часа, даже такому одаренному музыканту едва ли под силу с равной ответственностью и отдачей подходить к своей работе, производя на свет пластинку за пластинкой". Действительно, подчас - особенно за последние годы - на результатах работы Демуса отрицательно сказываются излишняя поспешность, неразборчивость в выборе репертуара, несоответствие возможностей инструментов и характера исполняемой музыки; нарочито непритязательный, "разговорный" стиль интерпретации ведет иногда к нарушению внутренней логики классических произведений.
Многие музыкальные критики справедливо советуют Йоргу Демусу расширить концертную деятельность, тщательнее "обыгрывать" свои трактовки и лишь после этого фиксировать их на пластинку.
Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!