Абсолютный слух (Сезон 1; Выпуски 1 - 25) #777 Год выпуска: 2009-2010 Страна: Россия Жанр: музыкальный, документальный Продолжительность: Каждый выпуск примерно 39 минут Перевод: Не требуется Русские субтитры: нет
Режиссер: Д. Алейников
В ролях: Автор и ведущий Геннадий Янин
Описание: Новая музыкальная программа, состоящая из документальных и архивных видеоматериалов, в каждом выпуске четыре-пять сюжетов.
Хореографический шедевр "Умирающий лебедь" на музыку Камиля Сен-Санса знают все. Хореограф Михаил Фокин поставил его в 1907 году для Анны Павловой всего за несколько минут. С этого момента "Лебедь" стал поэтическим символом легендарной русской балерины, покинувшей навсегда Россию и ставшей для Запада олицетворением русского балета. Ее домом стал Айви-Хаус в Лондоне. Фокинский "Лебедь" в жизни Павловой - этой теме посвящен первый сюжет тележурнала.
Веселой, озорной оперетте Исаака Дунаевского "Белая акация" посвящен второй сюжет программы. "Белая акация" стала последним сочинением Дунаевского. Он ушел из жизни внезапно, так и не завершив оперетту.
Что такое дирижерская палочка? Зачем она нужна? Когда она появилась? Зачем оркестру дирижер? На эти вопросы отвечает третий сюжет телепрограммы.
Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа.
В заключительной части - вариация из балета "Раймонда" в исполнении Майи Плисецкой.
Знаменитых баритонов, в том числе и среди русских исполнителей, было много. В отличие от теноров, они не часто становились кумирами публики. Георг Отс, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев - великие баритоны. Первый сюжет программы будет посвящен их творчеству.
Балет Адана "Жизель". Каждая балерина мечтает исполнить в нем заглавную партию. Второй сюжет будет посвящен истории создания и интерпретациям образа вечно юной Жизель, которой сегодня 168 лет.
Песня "Дорогой длинной" остается одной из любимых. Она входила в репертуар почти всех великих артистов, была переведена на английский язык и стала символом 1960-х на Западе. Но мало, кому известно имя создателя - Бориса Фомина.
Последний сюжет посвящен великому музыканту - Мстиславу Ростроповичу. Представлена уникальная запись - маэстро репетирует с Российским национальным оркестром симфонию № 10 Шостаковича - композитора, с которым его связали долгие годы дружбы. Также в сюжет включены фрагменты бесед с главным дирижером РНО - Михаилом Плетневым и Мстиславом Ростроповичем. Видео: xvid 720x576 1999k bps 25000 fps Аудио: MPEG-1 Layer 3 VBR 48000Hz 123 kbps Joint Stereo Продолжительность: 00:39:10 Размер:598МБ Скриншоты:
Сергей Прокофьев и Сергей Эйзенштейн - два гениальных художника встретились в совместной работе. "Александр Невский" и "Иван Грозный" сегодня стали шедеврами мирового кино. Сюжет дает возможность проникнуть в творческую лабораторию художников.
"Катюша" - одна из самых известных песен военных лет, но мало кому известно, что слова и музыка песни были написаны задолго на начала Великой Отечественной. Почему "Катюша" стала фронтовой, расскажет сюжет программы.
Широко известная "Аве Мария" композитора Каччини принадлежит композитору В. Вавилову. Почему он приписал свое произведение старинному композитору, зачем была нужна ему подобная мистификация.
Рассказ о фуэте, о том, как оно вошло в классическую хореографию и изменилось за целый век своего существования. Видео: xvid 720x576 1999k bps 25000 fps Аудио: MPEG-1 Layer 3 VBR 48000Hz 123 kbps Joint Stereo Продолжительность:00:38:36 Размер: 590МБ Скриншоты:
Балет "Кармен-сюита", поставленный в 1967 году для Майи Плисецкой, сегодня исполняется ежедневно на сценах мира. Между тем в день премьеры судьба балета была на волосок от гибели. Публика встретила балет прохладно, а власти восприняли, как разорвавшуюся бомбу.
Композитор Аркадий Островский мечтал остаться в истории, как джазовый музыкант. Но время сделало свой выбор - его песни для детей и молодежи перешагнули вместе с нами в третье тысячелетие.
Останкинский дворец - это прекрасный памятник, который сохранил для нас историю любви графа Николая Петровича Шереметьева. Главной темой жизни, которая занимала все его мысли - был театр, главной любовью, которая занимала его сердце - была крепостная актриса, певица Параша Жемчугова.
Антонина Нежданова - великая русская певица, обладательница голоса удивительной красоты. Более 40 лет своей жизни она отдала сцене Большого театра. Сюжет расскажет о том, какой контракт заключила Антонина Васильевна Нежданова с Дирекцией Императорских театров в 1910 году.
* Дмитрий Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская". Подробности создания и премьерных исполнений * Одна из первых русских комических опер, открывшая новую страницу в русской музыке - "Мельник, колдун, обманщик и сват" Михаила Матвеевича Соколовского, скрипача, дирижера и композитора второй половины XVIII в. * О том, как в романсе "Я помню чудное мгновенье" переплелись судьбы великого поэта Александра Пушкина, великого композитора Михаила Глинки, Анны и Екатерины Керн * Рейнгольд Глиэр. "Красный мак"- первый балет на актуальную советскую тему. * Марио дель Монако поёт на сцене Большого театра арию из оперы Р. Леонкавалло "Паяцы" (июнь 1959)
* В конце XIX века изобретение Томаса Эдисона потрясло мир - он первый придумал, как зафиксировать звук. С тех пор много воды утекло, но интерес к старым граммофонам не пропал и сегодня. Вы побываете в Ярославле, в уникальном частноммузее Джона Мостославского "Музыка и время". * Рудольф Нуреев - одна из самых харизматичных фигур балета ХХ века, в биографии которого Париж занимал особое место. Дом в Париже, где жил великий танцовщик, театр "Гранд-опера", русское кладбище Сен-Женевьев де Буа - в этих памятных местах зритель побывает вместе с Андрисом Лиепой. * Село Давыдово Владимирской области было бы похоже на тысячи других, если бы не указатель на дороге - "Музей А.П. Бородина". *Музыка занимает особое место в творчестве художницы Светланы Богатырь: "Я Вас вижу - я уже вижу, из каких нот и цифр Вы состоите". * Примадонна La Scala Маргарита Гульельми исполняет арию из оперы Г. Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
О судьбе Михаила Лентовского - выдающегося импресарио XIX века. Его постановками восхищались Чехов, Гиляровский, Станиславский; блистательный импровизатор, неуёмный фантазёр, но - увы - совсем не делец. Его имя часто было связано с авантюрой и скандалом.
Страницы истории грамзаписи в России и знаменитого Апрелевского завода. ...Нехитрая штука - завести патефон, гораздо труднее достать к нему иголки. Игла была тяжёлой и затирала пластинку после пяти прослушиваний. Первая пластинка, выпущенная в России, весила 400 граммов, а толщина её была 1 сантиметр.
Архив Дмитрия Шостаковича во Франции. Международная ассоциация Шостаковича - авторитетный центр русской культуры в Париже.
Музыка Гии Канчели к фильму Георгия Данелия "Кин-дза-дза". Откуда взялась песенка про маму? ...Режиссёр заказал музыку как можно более мерзкую и примитивную, отражающую состояние культуры чатлан и пацаков. "Пианист подбирал на синтезаторе неприятные звуки, скрипач старался играть из рук вон плохо, а Гия Канчели, морщась, царапал бритвой по стеклу".
О рождении русского классического балета - в ХIХ веке на Императорских сценах России законодателями в области балета были французы, а в ХХ веке, словно в зеркале, русский балет стал доминировать во Франции
О Михаиле Огиньском, создателе одного из самых известных произведений, которое сегодня звучит из мобильных телефонов, будильников и даже турникетов метро, - полонезе "Прощание с Родиной"
О Наталье Ильиничне Сац, ее великих свершениях и драматичной судьбе, о главном её детище - Детском музыкальном театре, который сегодня носит её имя.
О гастролях по Волге Российского национального оркестра во главе с маэстро Михаилом Плетневым.
Знаменитые британские импрессарио Лилиан и Виктор Хоххаузен более полувека организуют гастроли лучших музыкантов и музыкальных театров и коллективов из России. Именно благодаря их усилиям состоялись выступления Большого и Кировского театров, ансамблей И. Моисеева и А. Александрова, оркестра Е. Мравинского, Э. Гилельса, Д. и Л. Ойстрахов, М. Ростроповича.
Итальянский художник Пьетро Гонзаго был приглашён в Россию в театр подмосковной усадьбы Архангельское, а позже стал главным художником императорских театров. "Музыкой для глаз" называл свои декорации Гонзаго.
Массовые зрелища в СССР создавали талантливые мастера - Е. Вахтангов, В. Мейерхольд, Н. Евреинов, И. Моисеев...
В ХХ веке русские сезоны потрясли Париж, а Серж Лифарь, выдающийся танцовщик дягилевской труппы, стал на тридцать лет законодателем французского балета.
Александр Мелик-Пашаев тридцать три года прослужил в Большом театре и десять из них был его главным дирижёром. Прозвучит фрагмент увертюры к опере П. Чайковского "Пиковая дама".
О личности великого импресарио - Сергея Павловича Дягилева, обладавшего абсолютным, безупречным вкусом.
История коллекции В. Д. Сафошкина, насчитывающая тысячи говорящих и поющих свидетельств эпохи. В напряжённой борьбе советской власти с собственным народом из госархивов изымались различного рода материалы, казавшиеся опасными. Редели полки государственных коллекций, но частные собрания не всегда попадали в поле зрения чиновников.
О том, как сорокалетний чиновник, пианист-любитель стал одним из лучших педагогов Москвы. Но многим гораздо больше, чем имя Николая Сергеевича Зверева, известны имена его учеников - А. Зилоти, К. Игумнов, А. Скрябин, С. Рахманинов.
Летом 2005 года старое здание Большого театра закрылось на ремонт, но съёмочная группа успела побывать в Царской ложе и побеседовать с её хранительницей. Т.Н. Самохина, историк по образованию, любит повторять, что в этой ложе не было только Римского Папы.
Романс С. Рахманинова "Я жду тебя" исполняет в клубе миланского сталелитейного завода недавно принятая в оперную труппу Большого театра Елена Образцова.
В Швейцарии, в городе Сеевен, в стороне от туристских маршрутов, расположился необычный музей музыкальных автоматов. Он доставит большое удовольствие и детям, и взрослым.
Что такое колоратура, колоратурное пение? Можно ли этому научиться? Вы увидите фрагменты выступлений замечательных певцов.
О творческой и жизненной судьбе композитора Николая Карловича Метнера. Его очень ценил Рахманинов, даже сказал однажды: "Мою музыку когда-то забудут, музыку Метнера - никогда!"
Первые часы с музыкой вызванивали французский танец куранту, за что и были так названы. Кремлёвские куранты появились в Москве в XV веке при Иване III и были установлены на Фроловой, ныне Спасской башне. Какую же музыку они вызванивали за за пять веков?
Одно из первых выступлений восемнадцатилетней ученицы хореографического училища, победительницы Всесоюзного конкурса Екатерины Максимовой (1957 год).
"Восьмое чудо света", "Бог танца", "Царь Воздуха" - всё это - о Вацлаве Нижинском, знаменитом артисте дягилевской труппы. "В мире я встречал мало гениев, и одним из них был Нижинский" (Чарли Чаплин). Он протанцевал всего десять лет, а потом - страх сцены и десятилетия сумасшествия. На его могиле - Петрушка, символ судьбы самого Нижинского - страданий, невозможности любви, зависимости от фокусника, Дягилева.
История жизни романса "Гори, гори, моя звезда".
Путешествие в Люцерн - дом-музей Рихарда Вагнера.
"АНС" (Александр Николаевич Скрябин) - так назвал в 1957 году своё странное громоздкое изобретение военный инженер Е. А. Мурзин. Его необычный синтезатор открыл новые технические возможности для композиторов. Он зазвучал в музыке А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной, Э. Артемьева, стал незаменимым в создании киномузыки. Это "АНС" звучит и в фильмах Тарковского ("Зеркало", "Солярис"), и в киноэпопее "Освобождение", и в "Бриллиантовой руке".
Балет Сергея Баласаняна "Лейли и Меджнун" был поставлен Касьяном Голейзовским в Большом театре, но просуществовал недолго, записи всего балета не существует, сохранился только фрагмент. Вариации из балета исполняет Владимир Васильев.
О танцовщике и хореографе Льве Иванове, всегда остававшемся в тени властного и ревнивого Мариуса Петипа. Именно Иванов создал лучшие "белые" сцены в "Лебедином" и "Щелкунчике", именно Иванова почувствовал драматургию и тонкий психологизм музыки Чайковского, привычные балетные позы стали у Иванова одухотворёнными, а руки - окрылёнными.
"Tea for Two", "Tahiti Trot" - "Чай вдвоём" - помните? В двадцатых годах двадцатого века Дмитрий Шостакович превратил этот шлягер в шедевр оркестровой музыки. Этот сюжет - о том, как произошло это превращение, о непростой судьбе простой песенки.
Пауль Захер - швейцарский дирижёр, педагог и меценат, одна из центральных фигур в музыкальной жизни Швейцарии XX века. Увековечен при жизни Томасом Манном, который ввёл его под оригинальным именем в роман "Доктор Фаустус". Вся жизнь Захера была связана с выдающимися композиторами и музыкантами ХХ века, он собрал уникальный архив. Вам предоставляется возможность увидеть недоступные для посетителей шедевры этой коллекции.
Сюжет, посвящённый певице Галине Писаренко, народной артистке России.
Александр Ведерников исполняет арию царя Бориса из оперы М. Мусоргского "Борис Годунов".
Прошло 165 лет с момента рождения хореографического чуда - балета Жюля Перро "Pas de Quatre" . В 1845 году в Лондон одновременно прибыли три великие танцовщицы - Мария Тальони, Карлотта Гризи и Фанни Черрито. Театр собиралась посетить королева Виктория, и директор театра не мог упустить возможность собрать на одной сцене богинь романтического танца и пригласил четвёртую звезду - из Дании приехала Люсиль Гран. К сожалению, отношения между дамами были не самыми безоблачными. Но Перро удалось не только создать балетный шедевр, но и, проявив чудеса дипломатии, выгодно подчеркнуть достоинства каждой суперзвезды.
Русский репертуар и Россия в творчестве Пласидо Доминго. Его дебют в СССР состоялся в 1974 году. Певец говорит, что русскую публику он чувствует лучше, чем какую-либо другую.
Фильмы Леонида Гайдая узнаваемы не только по первым кадрам, но и по музыкальным фразам. Композитор Александр Зацепин рассказывает о том, как создавалась музыка к "Приключениям Шурика" и "Бриллиантовой руке".
Почти сто лет Оркестру Романской Швейцарии, а создал его в 1918 году 35-летний математик, профессор университета в Лозанне Эрнест Ансерме, и был его дирижёром на протяжении почти пятидесяти лет.
Фрагмент из балета "Арлекинада" Р. Дриго исполняет Нинель Кургапкина, первая партнёрша Рудольфа Нуреева по сцене Кировского театра.
Концертный зал Дворца Конгресса в Люцерне обладает идеальной акустикой, здесь концертируют многие именитые исполнители. Клаудио Аббадо основал в Люцерне ежегодный фестиваль симфонической музыки. Постоянный приглашённый дирижёр оркестра Итальянской Швейцарии - Михаил Плетнёв.
О романсах Сергея Рахманинова, посвящённых певице Нине Кошиц.
О киномузыке молодого Дмитрия Шостаковича.
О том, как создавался советский балет на льду и его первом хореографе - Леониде Лавровском.
Фрагмент оперы А. Рубинштейна "Демон". Поёт Герг Отс.
"Музыка в моей жизни главное, но она всё-таки не вся моя жизнь. Я существо всеядное," - так говорил о себе великий пианист Святослав Рихтер. И добавлял: "В прошлой жизни я обязательно был художником, конечно, ренессансным."
О профессии оперного суфлёра и о себе рассказывает суфлёр Большого театра Сергей Макаров.
Дирижёр Игорь Маркевич родился в 1912 году в Киеве, через два года семья переехала в Швейцарию. В доме. где родился Маркевич, сегодня располагается киевская консерватория. Судьба подарила ему много интересных встреч и дружбу с великими личностями ХХ столетия - Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Сергеем Прокофьевым, Коко Шанель, Дариусом Мийо, Владимиром Маяковским, Сергеем Эйзенштейном, Пабло Пикассо, Сержем Лифарём. А с Вацлавом Нижинским его связали родственные узы.
О классическом па-де-де.
Джанни Раймонди исполняет арию Рудольфо из оперы Джакомо Пуччини "Богема" (гастроли La Scala в Москве, 1964 год)
Композитор Модест Петрович Мусоргский - фигура феноменальная. Сочинения, которые при жизни автора осуждали за немузыкальность и отсутствие всякой гармонии, в наши дни вызывают живейший интерес и являются основой для многочисленных экспериментов. В их числе и фортепианный цикл "Картинки с выставки".
Великие эстрадные певцы, имена-легенды - Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Марк Бернес... Их творчество, как и творчество многих других артистов ХХ века связано с именем легендарного пианиста-концертмейстера Давида Ашкенази, обладавшего не только абсолютным музыкальным слухом, но и уникальным даром - чувствовать артиста. Все называли его патриархом советской эстрады.
Домский собор в швейцарском городке Арлесхайм хранит настоящее сокровище - старинный орган работы мастера Иоганнеса Андреаса Зильбермана.
Пятьдесят лет назад Касьян Голейзовский создал для Владимира Васильева балет "Нарцисс" на музыку Николая Черепнина.
Эмиль Гилельс исполняет прелюдию до-диез минор Сергея Разманинова.
Па-де-труа - изящный балетный танец. Его ставили известные хореографы, его исполняли и именитые танцовщики, и начинающие (например - ученики хореографического училища Катя Максимова и Володя Васильев).
Музыкантам в эпоху сталинских репрессий повезло больше, чем представителям других творческих профессий, и здесь нельзя не вспомнить с благодарностью благородство и порядочность председателя Союза композиторов - Тихона Николаевича Хренникова. Но везло всё же не всем, и горький пример тому - судьба композитора Александра Мосолова.
Александр Алябьев и его романс "Соловей".
Чета Хоххаузер - лондонские импресарио, больше полувека они знакомили западную публику с величайшими артистами и коллективами СССР. Своими воспоминаниями делится Лилиан Хоххаузер. В момент интервью она получает приятное известие от посла России в Великобритании.
Фрагмент балета П. Чайковского "Спящая красавица". Танцует Людмила Семеняка.
Мариус Петипа - это имя красуется на балетных афишах театров мира. В 1847 г. Петипа по приглашению российских властей приехал в Петербург, работал в России сначала в качестве артиста балета и педагога, с 1862 г. — в качестве балетмейстера. С 1869 г. по 1903 г. был главным балетмейстером Мариинского театра. В семьдесят два года он поставил "Спящую красавицу" Петра Чайковского, в семьдесят семь (вместе со Львом Ивановым) - "Лебединое озеро", в год своего восьмидесятилетия - "Раймонду" Александра Глазунова.
О русском композиторе Петре Петровиче Булахове (П. Булаховых было трое), авторе замечательных романсов.
В швейцарском городке Дорнах находится центр антропософии "Гетеанум". Учение антропософии направлено на совершенствование личности и познание мира. Музыка в этом учении занимает очень важное место.
Сюжет посвящен студенческим постановкам оперы Чайковского "Евгений Онегин".
Александр Бенуа через всю свою долгую жизнь пронёс любовь к музыке и театру. Выдающийся художник, искусствовед, один из создателей "Мира искусства", его талант во многом определил законы развития искусства ХХ века. Под его влиянием формировался художественный вкус Сергея Дягилева.
Александр Львович Гурилёв (1803-1858), сын крепостного графа Орлова, учился музыке у лучших московских педагогов, получил от графа вольную и звание московского мещанина. Но жизнь его не была счастливой. Может, потому так грустны его романсы и песни?..
Балетная пачка. Почему она так странно называется? Когда появилась у танцовщиц? Как и почему меняла свою форму? Какие пачки существуют сегодня?
Легенда советской эстрады, народный артист Советского Союза - Леонид Осипович Утёсов.
Фрагмент из "Вариаций в стиле рококо" П. Чайковского в исполнении Наталии Гутман, студентки первого курса московской консерватории (немного не до конца)
История Большого театра в Бордо тесно связана с историей балета. Построен примерно в то же время, что и Большой театр в Москве. Шарль Гарнье признавался, что великолепная архитектура Виктора Луи вдохновляла его в работе над зданием театра Гранд Опера в Париже.
О скрипках великих мастеров.
Антонио Сальери вне литературных легенд.
Марк Бернес считал себя не певцом, а киноактёром, о песнях говорил: "Я их рассказываю."
Цыганский танец из балета Л. Минкуса "Дон Кихот" исполняет Ядвига Сангович.
Владимир Горовиц служил любимому инструменту, роялю, восемьдесят три года. Правда иногда паузы между концертами длились годами. Шестьдесят один год прошёл между двумя его концертами на Родине, в России. Но все эти сроки окажутся краткими в сравнении с той жизнью, которая готована его записям. Горовиц и сегодня - величайший пианист нашего времени.
О Сцене теней из балета Л. Минкуса "Баядерка".
О Николае Бенуа, определявшем в течение нескольких десятилетий эстетику миланского театра La Scala.
Ещё один "Лебедь" К. Сен-Санса в исполнении Ольги Моисеевой.
Весьма содержательный сюжет о швейцарском периоде жизни и творчества Игоря Стравинского. (Интересно, что Игорь Фёдорович родился в Ораниенбауме на Швейцарской улице!)
Из истории радиовещания в СССР. "17 сентября 1922 года на улицах Москвы творилось что-то невероятное: люди останавливались, поднимали головы и слушали оперные арии..."
О том, как искусство балета вдохновило скульпторов на создание удивительных фарфоровых творений.
О том, как Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян вместе работали над созданием гимна СССР. Подробности заседания конкурсной комиссии сохранились в воспоминаниях К. Кондрашина и А. Антонова-Овсеенко.
Владимир Васильев репетирует балет А. Крейна "Лауренсия".
Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) - блистательная балерина и актриса. Она была первой танцовщицей, заслуги которой официально признала страна, ведь после 17-го года судьба балета в России висела на волосок от гибели.
Деревянный духовой инструмент - гобой.
Помните:"Мы длинной вереницей идём за Синей птицей"? Музыку к этому спектаклю, поставленному сто лет назад на сцене Московского Художественного Театра К. С. Станиславским, сочинил Илья Александрович Сац. "Илья Сац - музыкальное сердце театра" - так говорил о нём Станиславский. "Неутомимый, бодрый или впавший в отчаяние, никогда не спавший, всегда увлечённый, нескладный, очаровательный Сац" - это слова сподвижника Станиславского, Леопольда Сулержицкого. "Композитор на театре" - так называл себя сам Илья Сац.
О поющих царях на оперной сцене.
Фрагмент Реквиема Д. Верди. Оркестром театра La Scala на сцене Большого театра в Москве дирижирует Герберт фон Караян.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 47
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!