#777 Год выпуска: 2010 Страна: Россия Жанр: Документальный. ИЗО Продолжительность: 104 мин (4х26мин) Русские субтитры: нет
Режиссер: Автор сценария и режиссер Антон Алексеев
Закадровый текст: Наталья Ромоданова
Описание: Цикл фильмов "Ключ к вечности" позволит взглянуть на историю русской иконы в контексте мировой художественной культуры.
Выпуск 1-й. "Византийские учителя" Приняв от Византии христианство, Русь восприняла одну из самых сложных духовных культур средневековья, где сакральные изображения - иконы - занимали совершенно особое место. Практически все древние памятники христианского искусства на территории современной России и Украины имеют византийское происхождение: храмы, посвященные Софии, - Премудрости Божией в Киеве и Новгороде; ансамбли фресок в Старой Ладоге, Пскове, в новгородских землях; древние иконы, хранящиеся в крупнейших музеях России. Все эти шедевры мировой культуры были созданы византийскими мастерами.
Участвуют: Татьяна Царевская - доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора в Великом Новгороде; Владимир Сарабьянов - реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) - кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; священник Андрей Давыдов - иконописец (Суздаль).
Выпуск 2-й. "Золотой век" Рубеж XIV - XV веков в истории русского искусства отмечен творчеством двух великих мастеров - Феофана Грека и Андрея Рублева. В их искусстве нашло живописное воплощение одно из важнейших течений византийской богословской мысли - философия "исихазма" (умной молитвы). Тема преображения мира под воздействием божественных энергий, тема духовного Фаворского света стали основными в живописи Феофана Грека, который расписал в экспрессивной манере храм Спаса на Ильиной улице в Новгороде. В творчестве Андрея Рублева нашла отражение другая сторона византийской духовной культуры - проникновенная, гармоничная, сосредоточенная молитва, воплощением которой стал главный шедевр русской иконописи - «Троица», написанная Рублевым в последние годы жизни.
Участвуют: Геннадий Попов - доктор искусствоведения, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Татьяна Царевская - доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора в Великом Новгороде; Владимир Сарабьянов- реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Адольф Овчинников - художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) - кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; Дмитрий Мироненко - иконописец (мастерская Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург).
Выпуск 3-й. "Окно в Европу" Между русской иконой начала XV века и иконами середины XVII века лежит самая настоящая эстетическая пропасть. Рядом с живописными шедеврами времени Рублева иконы XVII века выглядят как изделия провинциального ремесленника. Что же произошло с иконописью за полтора века? Ключевым моментом в истории русской иконы стал XVI век - время правления Иоанна Грозного, когда идеологические и политические мотивы стали вторгаться в сакральное пространство. С этого момента произошла подмена культурологической матрицы: высокое, мистическое искусство, связанное с византийской традицией, стало вытесняться религиозной картиной, ориентированной на эстетику западноевропейского Возрождения. Русское религиозное искусство конца XVII века по своей сути, по духу ближе к Леонардо да Винчи и Тициану, чем к Андрею Рублеву и Феофану Греку.
Участвуют: Энгелина Смирнова - доктор искусствоведения, профессор кафедры истории искусств МГУ, член Союза художников России, Ассоциации искусствоведов; Владимир Сарабьянов - реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Адольф Овчинников - художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря; Ирина Родникова - искусствовед, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; священник Андрей Давыдов - иконописец (Суздаль).
Выпуск 4-й. "Возвращение иконы" В XIX век русское общество вступило, окончательно утратив представление о классической иконе. В древней иконе люди XIX века видели в лучшем случае памятник истории, а в худшем - примитивное, варварское искусство. В храмах имперской России господствовала религиозная живопись, ориентированная на западноевропейское искусство. На рубеже XIX - XX веков в рамках так называемого "византийского проекта" была предпринята попытка создать новую "романтическую" русскую икону. Одним из главных памятников византийского стиля стал Владимирский собор в Киеве, над росписями которого трудились выдающиеся мастера Серебряного века Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Однако, их искусство было меньше всего похоже на классическую русскую и византийскую икону, открытие которой состоялось в начале XX века благодаря усилиям русских коллекционеров: они впервые отреставрировали древнюю икону, освободив яркую авторскую живопись от поздних ремесленных записей. С этого времени русская икона стала оказывать самое значительное влияние на мировую художественную культуру, оставаясь и по сей день источником вдохновения для многих современных художников.
Участвуют: Адольф Овчинников - художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря, заслуженный работник культуры РФ; Ирина Шалина - старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения; Олег Тарасов - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела истории культуры Института славяноведения РАН; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) - кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; Павел Бусалаев - иконописец (Москва).
Доп. информация: Запись с т/к Культура (Россия"К") 29.03-1.04.2010
Качество: TVRip Формат: AVI Видео кодек: DivX Аудио кодек: MP3 Видео: Разрешение: 656x496(4/3) Кадров в секунду: 25,00 Битрейт: 1605 Kbps Фактор качества: 0,20 Ь/рх Кодек: DivX Аудио: Колличество каналов: 2 Частота дискретизации: 48000 Hz Битрейт: 128 Kbps Кодек: MPEG I or 2 Audio Layer 3 (MP3)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!