Диво дивное, чудо чудное (о трех головах), щенячий восторг и собачья радость, повод забыться и увидеть старых друзей, полный техосмотр внутреннего мира и сход-развал сознания – всё это про концерт австралийского коллектива The Necks. И я там был, мёд-пиво не пил, но по голове попало так, что не отойду никак от сих до сих пор.
Долго подбирал музыкально-стилистические определения для описания происходящего на сцене во время выступления бла бла бла бла, словом, это не совсем минимализм, вовсе не фри-джаз и чуточку только авангард, хотя признаки и того, и другого, и третьего наличествуют – и тут всплыло словцо несколько из другой оперы, зато точнёхонькое. Шаманизм.
…и вот ты приходишь в уютный ДОМзал, и сразу же кто-то хлопает тебя по правому плечу, а ты по привычке оглядываешься – не плюешь! – через левое, и впрямь – там твой друг, которого не видел 6 лет, а последний раз – на этом же месте, на предыдущем московском концерте The Necks, и приятный ритуал этот повторяется вновь и вновь. Виртуальная афиша выступления австралийцев выковыряла плотно засевших в заскорузлых своих норах экс-завсегдатаев ДОМоподобных заведений – и где же нам еще увидеться, как не здесь?!.
…и вот расселись. Приготовились. Партер уж полон, ложи не блещут остроумием, но к выходу музыкантов (который предваряет краткая лекция конферансье о вреде курения, алкоголя и мобильной связи) чинно замолкают. Тони Бак (ударные, перкуссия), Крис Эбрахам (черный рояль), Ллойд Суонтон (странный, худощавый контрабас) – с виду люди как люди, скромные, с проседью или пролысинкой, немного усталые. Перед прыжком – затяжным, в среднем на час – сосредотачиваются, закрывают глаза или мнут суставы тонких пальцев, вздыхают. И…
…Крис не говорит «поехали!», не взмахивает рукой, а бережно, робко даже кладёт её на черно-белый клавиш и начинает вышивать, заполнять пустое пространство вязью звуков, сперва редких, непостоянных, потом всё более полновесных, основательных, приметных. Тони присоединяется – сегодня он, помимо ударной установки, оснащен бубенчиками, погремушками, колокольцами – и потому ритм сегодня необычный, насыщенный звоном среднерусских часовен, гулом буддистских поющих чаш, бряканьем деревянных ожерелий на шеях танцующих африканок. Последним вступает Ллойд – его бас дополняет сегодняшнюю ДОМотканую звуковую материю, заполняет её до конца стежками-щипками или склеивает тягучим пеньем смычка…
…уже на пятой минуте (рекорд! – на лучших концертах это бывает ближе к концу, на остальных не бывает вовсе) неминуемо хочется закрыть глаза – жажда визуальных впечатлений безропотно уступает идущему изнутри желанию слиться с потоком, зовущим со сцены. Вслед за глазами отключается разум – он здесь более не нужен, воспринимать происходящее начинает непосредственно тело. Не то чтобы мысли больше не возникали – они еще есть, болтаются в своей пустоте, фиксируют события, называют их знакомыми словами – но всё это совершенно независимо и на отдалении от собственно взаимодействия с музыкой. Вишь ты! – подмечает ум, – что ж это деется: тулово раскачивается, руки-ноги отстукивают несовпадающие ритмические рисунки, всё вибрирует и купается в лучах предзакатного солнца – батюшки, о чём бишь это я?..
…к получасу выступления годами создаваемая внутренняя империя окончательно смывается волнами, порождаемыми клавишными бурями рояля, прямо в океан звука, его могучее дыхание, его приливы и отливы заполняют тебя без остатка, и вот ты уже дышишь вместе с ним, медленно и глубоко, а параллельно живут более мелкие пульсации – одна исходит от контрабаса, другая от большого барабана, третья от малого, еще несколько звенят с тарелками, хэтами и прочими медными аксессуарами, и каждая из них как простое число – не делится на другую без остатка, и как-то от всего этого становится так хорошо, что на следующие полчаса ты превращаешься в идеального пациента какого-нибудь, допустим, восточного медицинского центра или массажного салона – пока твоё тело разбирают по винтикам, пропесочивают и вытряхивают, выбивают и полощут, словом, прочищают от носоглотки и селезёнки до муладхары и анахаты, твой внутренний диалог либо благоговейно затыкается (при умении его затыкать), либо ведет себя словно бесноватый, вперемешку перебирая превосходные эпитеты для возможной статьи о вечере или размышляя, когда лучше забрать белье из прачечной и во сколько завтра футбол…
…рано или поздно даже композиции группы The Necks заканчиваются – человеческий ресурс небезграничен! – буря стихает, волны уже плещутся у ног, как ручные, пора возвращаться – нот становится всё меньше, музыкальное пространство всё разреженнее и вот, наконец, остаётся только одинокий стук барабана и – как странно, почему он стучит внутри меня? – ты понимаешь, что он совпадает со стуком твоего сердца – и это, пожалуй, главное чудо, главное впечатление от вечера, потому что такого с тобой еще не было. Музыканты встают, кланяются, зал рукоплещет, завывает, кричит «браво» - всё как всегда, но насколько же всё иначе…
…а дальше был антракт, обмен свежими впечатлениями – всё правильно, твои восторги разделяют далеко не все, степень открытости той или иной форме музыки и искусства в целом у каждого индивидуальна, но всё же, всё же… потом было и второе отделение, неожиданное – откуда у них ещё силы? – более суровое, более хаотичное и сложное для восприятия – но это, опять же, издержки несовершенства человеческого организма, его усталости… были овации и обещание приехать снова (надеюсь, не придётся ждать еще 6 лет)… была и остаётся благодарность ДОМу за приезд The Necks.
Вот и всё. Ещё одно удивительное переживание осталось в прошлом – но оно с тобой. Порой стоит преодолеть собственную лень и пойти на концерт любимой группы. Ты привык довольствоваться малым – но где-то посреди выступления запоминаешь навсегда это ощущение «здесь и сейчас» и удивляешься – надо же, а я и забыл, что ТАК бывает… До встречи на следующем выступлении The Necks!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!