Описание: Несколько дней из жизни артистов бродячего цирка, «самых веселых людей на свете». Они стремятся обрести свободу и стабильность, вырваться из тисков нищеты и бродяжничества, но общество не хочет принимать их, встречая в лучшем случае отстраненно-холодно, а в худшем — насмешками, презрением и издевательствами. Альберт Йоханссон, владелец цирка, одинаково привязан к своей подруге Анне и беспорядочной жизни в цирке. А еще, он очень озабочен возвращением к своей безопасной, спокойной буржуазной жизни с некогда покинутой им женой. Противоречивые эмоции и желания постепенно сводят Альберта с ума...
Это, безусловно, первое вершинное достижение кинематографа Ингмара Бергмана. Хотя ему пришлось ждать ещё несколько лет до всемирного признания, в данной картине 35-летний шведский автор приблизился к ясности и совершенности своего творчества. Внешняя простота и безыскусность истории, всерьёз принятой многими в момент выхода ленты на экран за народную байку, своего рода лубок о странствующих циркачах, на самом-то деле обманчива. В этом плане бергмановский «Вечер шутов» перекликается с фильмом «Дорога» Федерико Феллини, снятом почти одновременно.
Заурядна и заунывна «жестокая мелодрама» о живущем в начале ХХ века циркаче Альберте Юхансоне, которого не очень радует жизнь с молодой женой Анной, вдобавок изменяющей ему с дамским угодником Франсом, актёром провинциального театра. Уставший скитаться по свету шут вполне готов бросить цирк, вернуться к прежней жене Агде и детям, завести счёт в банке и стать обыкновенным мелким буржуа, добропорядочным обывателем.
Но высокий талант Бергмана превращает бытовое, заземлённое, даже низменное — в бытийно-трагическое, философско-безысходное и, вопреки всему, поэтически-одухотворённое, очищающее. Сама живая реальность, мучая людей и калеча их судьбы, всё-таки примиряет и умиротворяет, даёт хоть призрачную надежду на избавление и прощение. Шведского режиссёра, протестанта по воспитанию, одержимого поисками Бога или Сверхистины, трудно заподозрить в пантеизме. Между тем, начиная с картины «Вечер шутов» (а потом в целом ряде лент — «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Девичий источник»), «неравнодушная природа» оказывается последним пристанищем для отчаявшихся душ, внося покой и свет в истерзанный и сокрытый во мраке грешный, разуверившийся мир.
Ингмар Бергман, несмотря ни на что, верит в жизнь и человека (как бы банально это ни звучало!). И спасительным прибежищем, по его мысли, может остаться искусство, даже если оно столь грубо, простонародно, площадно, пахнет потом и опилками, как жалкий цирк из фильма «Вечер шутов». Кстати, в американском прокате он назывался «Опилки и блёстки». В оригинальном же названии угадывается ещё что-то евангельское с намёком на «тайную вечерю» блаженных мира сего. Как считает Йёрн Доннер, один из тонких исследователей творчества шведского мастера, Бергман «никогда не прикасался столь ощутимо к некоему символу веры, своего рода Евангелию, различаемому у него за всей грязью, пошлостью и унижением».
1990
Вечер шутов - тринадцатый фильм Ингмара Бергмана и четвертый, попавший во французский прокат. После Корабля в Индию (1947), не замеченного никем, и Лета с Моникой, открытого лишь крохотной горсткой зрителей, словно откровением явились Улыбки летней ночи, а затем и Вечер шутов, снятый на два года раньше Улыбок (1953), который подкрепил значение Бергмана в глазах французской критики и публики.
Для Бергмана это очередной образ семейного ада на двоих (но прежние образы в то время были неизвестны), раскрытый в стиле тяжеловесного барокко, с назойливой театральностью и довольно замшелым экспрессионизмом, кульминация которого наступает в полукошмарном эпизоде мучений клоуна на пляже, подчеркнуто важном месте повествования. Если декорации заставляют на мгновение задуматься о внешнем и тематическом сходстве между Бергманом и Офюльсом, стилистически разница между двумя режиссерами огромна: тяжелая поступь шведа сильно отличается от волнующих пируэтов ссыльного венца. Фабула фильма построена на взаимоотношениях директора цирка Альберта и его молодой любовницы Анне (длинная семейная сцена в духе Стриндберга). К этой ведущей сюжетной линии присоединяются, иногда довольно искусственно, другие символические линии: мечты о безвозвратно утраченном покое стабильной семейной жизни в случае Альберта, увлеченность роскошью и блеском театральной жизни в случае Анне, обоих героев приводящие к неприятным переживаниям. Эти чувства только подчеркивают для них невозможность убежать от себя, то есть, прежде всего — из тюрьмы собственных отношений. Семейный ад оказывается клаустрофобным, монотонным, унизительным (унижение — главная тема фильма); он постепенно убивает все желания персонажей и лишает их жизненных сил. И все же в финале смирение перед старой (и единственной) любовью может быть истолковано как дорога к покою. По прихоти прокатной судьбы будучи противопоставлен относительной легкости и изящности Улыбок летней ночи, Вечер шутов открыл для французской публики новое направление в творчестве режиссера, обманчиво схожее с Офюльсом и более тесно связанное со Штернбергом. Двух этих фильмов, отличающихся почти бальзаковскими обилием и сочностью персонажей, хватило, чтобы закрепить за Бергманом славу режиссера с мощным творческим вдохновением. Даже если мысли, которые он выражал, зачастую были банальны, разносторонность его стиля, очень литературного и при этом очень точного, непременно производила впечатление. С другой стороны, надо мысленно перенестись в то время, когда выходили на экран его фильмы, чтобы понять, какое воздействие на зрителя оказал плотский, грубый и чувственный образ Харриет Андерссон. Будучи важнейшим экспонатом в обширной бергмановской коллекции женских образов, она воплощала тот тип женщин, которому не было места в кинематографе, особенно в том амбициозном, литературном и интеллектуальном кинематографе, к которому тяготел Бергман. Отметим красноречивое признание в любви, адресованное ей мимолетным любовником: "Ты пахнешь конюшней, скверными духами и потом; и я вылижу тебя, как собака".
Авторская энциклопедия фильмов.
Format : Matroska Format version : Version 2 File size : 7.73 GiB Duration : 1h 32mn Overall bit rate mode : Variable Overall bit rate : 12.0 Mbps Writing application : mkvmerge v5.0.1 ('Es ist Sommer') built on Nov 6 2011 16:23:40 Writing library : libebml v1.2.2 + libmatroska v1.3.0
Audio #1 ID : 2 Format : AC-3 Format/Info : Audio Coding 3 Mode extension : CM (complete main) Codec ID : A_AC3 Duration : 1h 32mn Bit rate mode : Constant Bit rate : 192 Kbps Channel(s) : 2 channels Channel positions : Front: L R Sampling rate : 48.0 KHz Bit depth : 16 bits Compression mode : Lossy Stream size : 127 MiB (2%) Title : MVO |Светла| Language : Russian Default : Yes Forced : No
Audio #2 ID : 3 Format : AC-3 Format/Info : Audio Coding 3 Mode extension : CM (complete main) Codec ID : A_AC3 Duration : 1h 32mn Bit rate mode : Constant Bit rate : 192 Kbps Channel(s) : 2 channels Channel positions : Front: L R Sampling rate : 48.0 KHz Bit depth : 16 bits Compression mode : Lossy Stream size : 127 MiB (2%) Title : MVO Language : Russian Default : No Forced : No
Audio #3 ID : 4 Format : FLAC Format/Info : Free Lossless Audio Codec Codec ID : A_FLAC Duration : 1h 32mn Bit rate mode : Variable Channel(s) : 2 channels Sampling rate : 48.0 KHz Bit depth : 24 bits Title : Original Language : Swedish Default : No Forced : No
Text ID : 5 Format : UTF-8 Codec ID : S_TEXT/UTF8 Codec ID/Info : UTF-8 Plain Text Language : English Default : No Forced : No
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!