#777 Жанр: детский фильм, приключения Год выпуска: 1972 Производство: Ленфильм Продолжительность: 01:21:40
Режиссёр: Григорий (Гелий) Аронов Сценарист: Михаил Кураев Оператор: Эдуард Розовский Композитор: Надежда Симонян Художник: Юрий Куликов
В ролях: Сережа Горбовский, Игорь Добряков, Игорь Урумбеков, Юрий Толубеев, Олег Белов, Татьяна Пискунова, Светлана Агеева, Михаил Кокшенов
Описание: Тринадцатилетний школьник Антон Зорин поехал во время каникул к старшему брату Леониду, работающему на строительстве ГЭС в Сибири. Здесь он встретился и подружился с замечательными людьми. Жизнь ставила задачи и давала уроки подростку и в “пятой четверти”.
Тринадцатилетнему Антону из фильма «Пятая четверть» (сценарий М. Кураева, режиссер Г. Аронов) привалило счастье. Учебный год он окончил почти отличником, что удачно совпало с радостным семейным событием: его старший брат, инженер-строитель из далекого Усть-Илима, стал отцом, значит, Антон отньше — дядя. А впереди к тому же каникулы — пятая четверть. И юный дядя пускается в самостоятельное путешествие — навестить племянника, поглядеть на строительство Усть-Илимской ГЭС и, если уж совсем повезет, познакомиться с самим Кандриковым, руководителем огромной стройки.
В детском кинематографе традиционны фильмы-странствия, их назначение — раздвигать горизонты перед юными путниками. Вечный поезд мчит на экране детского фильма. Сменяются пейзажи за окнами вагона, сменяются пассажиры в купе. Мир открывается мальчишке — за далью даль...
Появляются на экране сооружения Братской ГЭС, Усть-Илимская стройка, машинные залы, водосбросы, эстакады... Но кадры эти чисто иллюстративны, шохожи на серию красивых, но уже много раз виденных фотографий. То, что Антону в диковинку, зрителя не может поразить: стандартный прием не вызывает эмоций. Видимо, не здесь цель путешествия, ведь этот этап, едва обозначенный, промелькнул, не задерживая нашего внимания.
Недолгой чередой прошли еще какие-то события. Антон повидал, кого хотел. И случайно познакомился с неким Гошкой, усть-илимским пареньком. Вот тут-то, наконец, становится активным наш герой, он вступает в действие — значит, мы у цели.
«Вестибулярный аппарат у тебя как?» —спросил Гошка Антона. Вопрос не был праздным: вокруг кипела жизнь, предъявляла, так сказать, серьезные требования к организму подростка. По соседству с домом брата, где поселился Антон, местные ребята клепали воздушный колокол для погружения в водную среду. На пустыре функционировала «школа космонавтов»: мальчишки приспособили под центрифугу здоровенную кабельную катушку и отчаянно крутились в ней, подвергая несомненной опасности руки, ноги и вестибулярные аппараты. Сам же Гошка вознамерился построить вертолет, для чего похищал с площадки будущей ГЭС различные детали, которые скромно именовали отходами. Приглашая Антона сотрудничать, Гошка так и сказал: «При хорошей постановке дела тут из одних отходов не то что вертолет — авианосец построить можно...»
Приятели взялись за работу. Вертолет обрастал шестернями и рейками. Близилось время испытаний. Одно смущало ребят: оторвется ли их детище от земли? Беспокойства слагались в драматургическую интригу. Но зрителям гадать не приходится: взлететь эта штука никак не может. Тем не менее надо ждать развязки.
В кабину!.. Последний эпизод картины: приятели жмут на все педали, посвист могучего винта гнет кусты и качает деревья. А вертолет, конечно, недвижим.
В утешение героям авторы фильма процитировали академика Николая Жуковского: «Человек полепит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».
Однако цитата не убережет нас от разочарований. Ведь затея с вертолетом — это детский сад, пустячок, ради которого, право же, не стоило ехать в Усть-Илим. в прологе картины несамостоятельная девочка по фамилии Инфантьева сообщила нашему герою, что отправляется на все лето в Гудауты. Отдыхать, видите ли. В тот момент думалось, что у Антона на руках путевка в жизнь, не на курорт. Но кончился фильм, а прикосновения к жизни так и не было. Дальний путь оказался бесцельным. И не пригодился Антону вестибулярный аппарат.
Надо признать: добрыми чувствами продиктованы действия Антона и Гошки. Не беда, считали авторы картины, что ребята шока не все понимают, не все умеют — научатся, высота их помыслов тому порукой. Но эта авторская снисходительность адресована не малышам—подросткам. И в результате герои «Пятой четверти» глуповаты не по летам. В который раз на экране предстают перед нами мальчишки-недотепы, почему-то призванные воплотить лучшее, что есть в их сверстниках. Между тем сверстники героев —народ сметливый. Они вмиг поймут бесперспективность экранных ребяческих забав.
Если сопоставить увиденное на экране с фактами жизни сегодняшних подростков,— история с вертолетом будет выглядеть совсем примитивной. Многим из нас случалось посетить какую-нибудь выставку детского технического творчества или станцию юных техников — мы восхищались и мастерством и дерзостью сверстников Антона и Гошки. У них умелые руки и умные головы.
Нынешних ребят отличает к тому же огромная начитанность, осведомленность. Быть не может, чтоб не ведали эти подростки девиза отца авиации Н, Жуковского; опирайтесь не на силу мускулов, а на силу разума —именно этим принципом руководствуются они в своих детских играх и работах... Да, детских, однако вовсе не ребяческих. Они и песню знают — от своих отцов: «Нам разум дал стальные руки-крылья...»
Вступление в жизнь.,, Вечные темы живут в искусстве, потому что вечное переменчиво. Том Сойер с Геком Финном (не могли мечтать о геликоптере, а вот на воздушном шаре ухитрились полетать. Вечное обогащается сегодняшней мечтой и сегодняшними возможностями. Отходный промысел Гошки и Антона является никчемным, потому что ребячество умаляет героев, отгораживает их от подростков-зрителей, от реальности. Фильм выдает недомыслие за вдохновение и веру — это очень досадно.
Высокий удел детского фильма — воспитание зрителя. С этой целью к верному отображению действительности художник добавляет нечто такое, чего в реальной и духовной жизни юного зрителя, может, еще и нет, а надо, чтобы было. Классический пример, который хотелось бы тянуть из статьи в статью—знаменитые книга и фильм Аркадия Гайдара, породившие тимуровское движение в стране. Наиболее интересные детские картины следуют гайдаровскому образцу. Но в этой статье — о другом. Заниженные критерии уподобляют детский фильм принципиальной схеме Гошкиного вертолета: крутить педали можно — лететь нельзя.
Л.Рыбак.
"Советский экран" № 17, 1973 год
Доп. информация: DVD-видео файлы присланы igorrrrrr991, за что ему огромное Спасибо!!!
Общее Полное имя : ...Пятая четверть_745.avi Формат : AVI Формат/Информация : Audio Video Interleave Размер файла : 738 Мбайт Продолжительность : 1 ч. 21 м. Общий поток : 1263 Кбит/сек Программа кодирования : VirtualDubModRus 1.5.10.2 (build 2540/release) Библиотека кодирования : VirtualDubMod build 2540/release
Видео Идентификатор : 0 Формат : MPEG-4 Visual Профиль формата : Advanced Simple@L5 Параметр BVOP формата : 1 Параметр QPel формата : Нет Параметр GMC формата : Без точки перехода Параметр матрицы формата : Выборочная Идентификатор кодека : XVID Идентификатор кодека/Подсказка : XviD Продолжительность : 1 ч. 21 м. Битрейт : 1125 Кбит/сек Ширина : 656 пикс. Высота : 288 пикс. Соотношение сторон : 2,25:1 Частота кадров : 25,000 кадр/сек Цветовое пространство : YUV Подвыборка цветности : 4:2:0 Битовая глубина : 8 бит Тип развёртки : Прогрессивная Метод сжатия : С потерями Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.238 Размер потока : 657 Мбайт (89%) Библиотека кодирования : XviD 61
Аудио Идентификатор : 1 Формат : MPEG Audio Версия формата : Version 1 Профиль формата : Layer 3 Идентификатор кодека : 55 Идентификатор кодека/Подсказка : MP3 Продолжительность : 1 ч. 21 м. Вид битрейта : Постоянный Битрейт : 128 Кбит/сек Канал(ы) : 2 канала(ов) Частота : 48,0 КГц Метод сжатия : С потерями Размер потока : 74,8 Мбайт (10%) Выравнивание : Соединение по промежуткам Продолжительность промежутка : 40 мс. (1,00 видеокадр) Время предзагрузки промежутка : 504 ms Библиотека кодирования : LAME3.98r Настройки программы : -m s -V 4 -q 0 -lowpass 17 -b 128
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!