#777 Жанр: политическая драма Год выпуска: 1963 Продолжительность: 01:40:27 Язык: русский
Режиссер: Михаил Чиаурели
В ролях: Бруно Оя (Владек Леховский), Верико Анджапаридзе (Марта Функ), Софико Чиаурели (Зося), Андрей Абрикосов (садовник), Николай Боголюбов (генерал), Владимир Дружников (Добров), Герберт Зоммер, Сергей Карнович-Валуа (Цвейгель), Артур Димитерс (сенатор Дарк), Альфред Видениекс (генерал Дональд), Олев Эскола (Шнорек), Отар Коберидзе (штурман Петер Ранар), В.Ван (бармен), Алексей Смирнов (Вольфганг Функ), Дмитрий Кипиани
Описание: Главный герой фильма, молодой поляк Владек Леховский, после Второй мировой войны решает эмигрировать на Запад. Но жизнь за границей не приносит ему богатства. Он не имеет постоянной работы, зарабатываемых денег ему едва хватает на еду. Крыши над головой у него нет, и Владеку часто приходится спать на пляже. Тут он знакомится с соотечественницей, польской эмигранткой Зосей. Чтобы заработать себе на жизнь, Зосе приходиться работать, преодолевая свой стыд, в качестве танцовщицы в ночном клубе. Владек хочет помочь девушке и воспользуется для этого первой попавшейся возможностью...
Доп. информация: Экранизация фантастического романа-памфлета Николая Шпанова «Ураган» (1961) - заключительной части трилогии. Первые части - романы «Поджигатели» (1949) и «Заговорщики» (1951). Из всех трех романов экранизирован только "Ураган".
Проект "Фильмы с альтернативными, другими взглядами на историю"
Рип - johnnyleo Синхронизация звука - lange97
Фильм вышел в то время, когда мир стоял на пороге новой мировой войны. Берлинский кризис сменяется кризисом Карибским. В СССР на экраны один за другим выходят антиимпериалистические картины. Григорий Рошаль снимает «Суд сумасшедших», Александр Файнциммер «Ночь без милосердия». Чиаурели берется за экранизацию романа недавно умершего писателя Николая Шпанова «Ураган». Его главной задачей в картине становится разоблачение западных поджигателей войны, что ему блестяще и удается. В сатирическом фильме-памфлете у отрицательных персонажей, сочно сыгранных Артуром Димитерсом, Альфредом Видениексом, Хельмутом Зоммером, Сергеем Карновичем-Валуа, Олевом Эсколой, были сорваны маски, а их герои, милитаристы, пригвождены к позорному столбу. Несколько статично получилась в картине роль советского генерала (Николай Боголюбов), но зато очень хорошо выглядит на экране парочка польских эмигрантов, ставших пешками в руках темных сил, сыгранные Софико Чиаурели и Бруно Оя. Картина вышла уже после окончания Карибского кризиса. Началось «потепление» в отношениях, и откровенно антизападная картина встретила раздраженное, враждебное отношение определенной части нашей либеральной прессы (фельетон «Война гвоздик с маргаритками» и др.), и вскоре была снята с экрана (успев окупить только 70% затрат на постановку). О ней, как и о фильмах на ту же тему Григория Рошаля и Александра Файнциммера, постарались побыстрее забыть.
РЕЖИССЕР СТАЛИНА МИХАИЛ ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович Чиаурели (1894-1974) был необыкновенно одаренным человеком. Он сочетал в себе талант актера, художника, скульптора, играл на многих инструментах, был полиглотом. Окончил Тбилисскую школу живописи, два года жил в Германии, где учился в скульптурных мастерских. Талантливый скульптор. он сделал там себе имя и получил европейскую известность, имел много заманчивых предложений, но решил вернуться в СССР. Работал в Тбилиси скульптором до 1926 года. Ему принадлежит первая скульптура Ленина в Грузии. Там же стал сниматься в кино как актер («Арсен»), позже работал, главным образом, режиссером «Первый корнет Стрешнев» (1928), «Саба» (1929). Успехом пользовалась картина «Хабарда» (1931), злая сатира на нашу прозападную интеллигенцию. Фильм «Последний маскарад» (1934) открыл серию историко-революционных фильмов, характерных для его творчества. Народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1940. Награждался государственными премиями СССР (1941, 1943, 1946, 1947, 1950). Был награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Шесть раз был лауреатом Сталинской премии 1 степени. Получил дважды главные призы на МКФ в Карловых Варах (за «Падение Берлина» 1950, «Незабываемый 1919 год» 1952). А безусловный шедевр в художественном плане сталинский фильм «Клятва» вполне заслужено получает Золотую медаль на МКФ в Венеции в 1946 году. Своей большой известностью и популярностью режиссер обязан, в первую очередь, постановкой «сталинских фильмов», тетралогией о Сталине. Его имя и взлет его славы связаны с периодом «большого стиля» в искусстве. Но если Фридрих Эрмлер в своем очень мощном, гениально поставленном фильме «Великий гражданин» 1939 оправдывает сталинские репрессии 30-х годов, то Чиаурели пошел другим путем. Созданная режиссером в этот период кинематографическая эстетика отличалась своеобразной цельностью и последовательностью в показанном им образе Сталина. У Чиаурели художника был особый, востребованный временем талант – он умел совмещать идеологические формулы с остродраматическими ситуациями, в которых его актеры играли достоверно и эмоционально насыщенно. Сопереживание зрителя, его идентификация с яркими, сильными героями помогало восприятию показанной реальности. Руководителями киноиндустрии после окончания войны был задуман целый цикл кинокартин «большого стиля» под общим названием «Десять сталинских ударов». По этому плану было реализовано всего три «удара»: фильмы «Третий удар» И. Савченко (1948), «Сталинградская битва» В. Петрова (1949) и «Падение Берлина» М. Чиаурели (1949). Для этих фильмов советские критики придумали даже особый жанр– «документальная драма». Съемки двухсерийного эпоса «Падение Берлина» были грандиозным, высокобюджетным и во многом новаторским кинопроектом. Над ним работали лучшие специалисты «Мосфильма». Запоминающуюся музыку написал Дм. Шостакович. Фильм был снят на цветной пленке. В павильонах «Мосфильма» были выстроены макеты рейхстага, причем в нескольких вариантах -- в натуральную величину и с перспективными сокращениями, – и талантливый оператор Л. Косматов сумел придать холстам и макетам «эффект реальности». Вместе с Л. Косматовым и художником картины В. Каплуновским Чиаурели, в прошлом художник, создал триста цветных эскизов для всех сцен фильма. Цвет в этом фильме решал не только эстетическую, но и содержательную задачу: к каждой сцене были подобраны «говорящие» тона, включая цвет костюмов и обстановки. За счет цветописи и поэтической символики «Падение Берлина» оставляет и сегодня спустя много лет удивительное ощущение. В фильме воспроизведены мощные сцены сражений. Показанный в картине штурм Берлина потрясает воображение. (Вообще подобный уровень батальных сцен в мировом кино был превзойден только в 60-е годы в эпопее «Освобождение» Юрия Озерова). Эпоху «большого стиля» сталинского исторического кино завершают «Герои Шипки» Васильева и «Триста лет тому» Петрова, успевшие выйти еще в первые постсталинские годы. Масштабный, огромный и дорогостоящий проект «Дмитрий Донской», задуманный при жизни Сталина, после его смерти был резко свернут и не осуществлен. В 1953 году Чиаурели работает над супербоевиком «Скандербергом» совместно с кинематографистами Албании. Но после смерти Сталина, почти сразу начинаются гонения на «сталинистов» (Так например «сталинские» картины художника Д. Налбандяна убирают и прячут на десятилетия в запасники музеев). Режиссера снимают с постановки фильма, он уволен также с Мосфильма и загнан на Свердловскую киностудию, где три года ему ничего не дают снимать. В конце концов, опального режиссера отправляют на родину в Грузию, где ему дают возможность поставить «Отарову вдову». История безнадежной любви батрака к княжне была снята сильно и проникновенно. В последний период своего творчества с 1968 по 1974 год Чиаурели, которому фактически не давали работать в кино, почти демонстративно обращается к анимации, сделав несколько замечательных мультфильмов. Среди них он умудряется снять к 90-летию Вождя мультфильм, посвященный Сталину «Как мыши кота хоронили» 1969 по сказке В. А. Жуковского, в свою очередь основанной на знаменитом лубке 18 века, аллегорически рассказывающем о похоронах кота. Лауреату Сталинской Премии напоследок удалось, громко хлопнув дверью, от души поиздеваться над своими гонителями. («Сказка» вызвала большой скандал и породила письма «демократической общественности» с требованиями запретить мультфильм). Любимый режиссер Сталина Чиаурели считался его другом и был главным тамадой на всех застольях. По словам дочери режиссера ее отец обожал Сталина, безоговорочно верил ему. Последняя встреча Сталина и Чиаурели произошла уже на похоронах Генералиссимуса. Вместе с Г. Александровым, С. Герасимовым и еще целым рядом режиссеров он создает картину «Великое прощание» (1953). Этот патетический фильм был построен на монтаже хроники похорон Сталина. Михаил Чиаурели скончался в возрасте 80 лет. После его смерти возникло много вопросов. Так и осталось тайной, что же двигало им на жизненном и творческом пути? И кем был на самом деле этот неразгаданный гений? Но это нерешенная загадка. Нам остались его фильмы и любовь зрителей, а не это ли главное? Жена Чиаурели – Верико Анджапаридзе, сыгравшая в «Генерале и маргаритках» Марту Функ, была известной грузинской актрисой. Снималась она в кино много, в том числе и в фильмах мужа («Падении Берлина» и др). Еще более известной была его дочь Софико Чиаурели, блестящая исполнительница главных ролей в фильмах «Хевсурская баллада», «Ищите женщину» и др. В картине «Генерал и маргаритки» в главной роли Владека Леховского снялся двухметровый, умопомрачительных нордических статей блондин Бруно Оя. Вопреки ожиданиям эстонская пресса почти не прореагировала на кончину знаменитого земляка. Новая родина не захотела простить Бруно всесоюзного триумфа литовской картины «Никто не хотел умирать», где его Бронюс стрелял в вожака «лесных братьев», а в ответ на последние слова врага: «Знаешь, как больно...» — безжалостно отрезал: «Не знаю». Он умер в Тарту на рассвете 9 октября 2002 года, успев издать первый том мемуаров, название которых с эстонского можно перевести как «Гость на этой земле». А в Москве успел записаться на диск из серии «Русский шансон» — с песней «Я иду, иду, иду...».
Мультфильм, посвященный Сталину в честь его 90-летия, режиссера Михаила Чиаурели. «КАК МЫШИ КОТА ХОРОНИЛИ» 1969
Советский мультипликационный фильм «Как мыши кота хоронили» был создан в 1969 г. Михаилом Чиаурели по оригинальному сценарию, написанному в соавторстве с Мерабом Саралидзе. Это рисованный короткометражный мультфильм в стиле русских народных сказок, история о коте, мышах, хозяйке подземного дома и о похоронах… Мультфильм получился мрачным, зловещим, очень необычным и совсем не детским. Снят был по сказке В. А. Жуковского, который, в свою очередь, взял сюжет из знаменитого лубка 18 века «Мыши кота погребают» 1760. Считается, что лубок имел сатирическое направление и был нацелен против императора Петра Алексеевича (мнение собирателя Д. А. Равинского и искусствоведа В. В. Стасова), хотя научные аргументы в пользу этой версии приводятся весьма сомнительные. Из западных подобных аналогичных сюжетов можно вспомнить немецкую поэму «Райнике-лис». Интересные стилизованные иллюстрации сделал Георгий Нарбут к книжке «Как мыши кота хоронили», изд. 1910. Любопытно, что кот на лубках иногда изображался не мертвым, а притворяющимся. То у него открыт один глаз, то он зажимает что-то в лапе. Вот эту версию лубка и взял Михаил Чиаурели за основу в своей истории, в аллегорической форме показав похороны кота и дав понять, что «Боги могут и вернуться». Власти сразу увидели в этом прямые аналогии со Сталиным. Произошел громкий скандал, мультфильм хотели запретить и положить «на полку». Но потом возобладало мнение, что безопасней будет не поднимать шума и признать его «безвредным», «сказочным». «Как мыши кота хоронили» не стали закрывать, но постарались сделать так, чтобы все про него скорей забыли. Заговор молчания длился долгие годы, пока в одном из интервью дочка режиссера Софико Чиаурели незадолго до своей смерти не рассказала про эту историю.
Известный лубок начала 18-го века "Как мыши кота хоронили".
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!