Леонид Иванович Василенко | Введение в философию религии (2009) [PDF]
#777 Автор: Леонид Иванович Василенко Название: Введение в философию религии Год: 2009 Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ISBN: 978-5-7429-0382-6 Формат: PDF Качество: Хороший скан с илл. + слой распознанного текста
Описание: Философия религии - специализированная область философских исследований, где осмысливается факт существования религии, ее источники и основания, ее место и роль в духовной жизни общества и культуры, ее связь с основными жизненными задачами человека, с поисками истины и нравственной правды. Данный курс лекций вводит в тематику философии религии и рассчитан на студентов старших курсов православного вуза и аспирантов. Данная работа является вводным курсом по философии религии, подготовленным для аспирантов и студентов старших курсов ПСТГУ. Философию религии мы отличаем от религиозной философии, задача которой — ставить и решать проблемы с учетом связи изучаемого предмета с Высшей реальностью. Религиозные философы были всегда, начиная с ранней Античности, есть они и в наше время. Курс истории философии в нашем университете (автор В. П. Лега) дает достаточно обстоятельную экспозицию соответствующей тематики. Философия религии — это иная, специализированная область философских исследований, где осмысливается факт существования религии, ее источники и основания, ее место и роль в духовной жизни общества и культуры, ее связь с основными жизненными задачами человека, с поисками истины и нравственной правды. Задачи философии религии мы понимаем так. Во-первых, критически анализировать, как представители разных религий понимают свою духовную жизнь, ее значение, смысл и все, что ее внутренне определяет. Во-вторых, выявлять, как трактуют разные исследователи общность и различия в духовном содержании религий, с акцептированием на то, с помощью каких познавательных средств мы вправе делать выводы относительно общности и различий. И, в-третьих, анализировать теоретические и методологические основания результатов эмпирически ориентированных религиоведческих исследований в социологии религии, психологии религии, культурологии и других областях. И, восприняв к рассмотрению их результаты, соотнести их в единой картине общего понимания религий в целом, определив их место и роль. Последняя задача, впрочем, едва ли разрешима в близкой перспективе.
Ряд тем и проблем философии религии унаследованы из наследия европейской религиозной философии в ее диалоге с теистическими религиями. Например, те, которые связаны с восприятием и пониманием Откровения, — единство Бога, мира и человека, вера и разум, бытие Божие, теодицея, бессмертие души и вечная жизнь, религиозный плюрализм, причины безверия и др. В нашей книге эти вопросы опускаются, потому что они достаточно хорошо представлены в курсах истории философии и основного богословия. Данный курс вводит в тематику философии религии и рассчитан па студентов православного вуза, достаточно хорошо осведомленных в религиоведческих и историко-философских вопросах. Цель курса — обеспечить студентов обоснованными знаниями о различных трактовках философского понимания религии, созданных в ХІХ-ХХ вв., об истории их возникновения, их месте в культуре и о взаимовлиянии. Курс раскрывает суть современной философии религии в единстве с имеющимися научными подходами к исследованию религий и рассматривает их философские основания. Введение в философию религии соотнесено с курсами истории религии, общего и сравнительного религиоведения, религиозной философии, психологии религии, социологии религии, философии истории, философской герменевтики, истории свободомыслия, апологетики, науки и религии, истории и теории мировой культуры, миссионерских стратегий в русской религиозной философии и др.
Предисловие 5
Глава 1. Исходные философско-методологические вопросы 7 § 1. Кратко о становлении философии религии 7 § 2. Предваряющие допущения 11 § 3. Особенности светского отношения к религии 14 § 4. Ситуация выбора 18 § 5. Вопрос об истине 21 § 6. Религиозный опыт и духовная практика 23
Глава 2. Становление философии религии и проект Просвещения 25
Глава 3. «Идея Бога»: от Декарта к современности 35
Глава 4. Религиозное чувство и религиозный опыт 42 § 1. «Речи» Шлейермахера и споры вокруг них 42 § 2. О прекогнитивности чувств 46 § 3. «Многообразие религиозного опыта» Джеймса 50 § 4. Полемика вокруг Джеймса 54
Глава 5. Встречи со Святым Богом и «Святое» Рудольфа Отто 59
Глава 6. Феноменология религии: основные идеи 69
Глава 7. Феноменология религии: основные представители 82 § 1. Ван дер Леув 83 § 2. Мирча Элиаде 91 § 3. Фридрих Хайлер 94 § 4. Иоахим Вах 98 § 5. Опыт Святого или опыт веры 106 § 6. Герменевтическая схема 108
Глава 8. Макс Шелер о ценностях и Святыне 111 § 1. Мир ценностей, духовные чувства и «порядок любви» 112 § 2. Отношения и вера 118 § 3. Личностные типы 121
Глава 9. Экзистенция и религиозная истина 124 § 1. Бытие и экзистенция 124 § 2. Вера и духовный страх (Серен Кьеркегор) 128 § 3. Вера и истина (Мартин Хайдеггер) 130 § 4. Вера и коммуникация (Карл Ясперс) 133 § 5. Вера, верность и надежда (Габриэль Марсель) 136
Глава 10. Поль Тиллих о мужестве веры 143 § 1. Предельный интерес и идолы 143 § 2. Предельный риск и мужество веры 145 § 3. Протестантский профетизм и мужество веры 146 § 4. Религии и квазирелигии 150
Глава 11. Персонализм о личности перед Богом 153 § 1. Эмманюэль Мунье: «персонализация веры» и социальная ответственность 157 § 2. Мартин Бубер об отношении «я — ты» 160
Глава 12. Психологи о религии 169 § 1. Зигмунд Фрейд о подсознании и религии 170 § 2. Карл Густав Юнг об архетипах и даймонах 182 § 3. Поль Рикер и психоанализ 192 § 4. Измененные состояния сознания 197 § 5. Эрих Фромм о духовной радости, благоговении и идолах 206 § 6. Виктор Франкл о религиозной вере и смысле жизни 213
Глава 13. Философские вопросы социологии религии 220 § 1. Эмиль Дюркгейм 221 § 2. Гражданская религия 228 § 3. Макс Вебер о протестантской этике и духе капитализма 232 § 4. Секуляризация, модернизация и десекуляризация 239
Леонид Иванович Василенко (31.05.1946–16.07.2008) — известный ученый, специалист в области истории русской религиозной философии и философии религии, доцент кафедры философии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), кандидат философских наук. Его перу принадлежат книги «Введение в русскую религиозную философию», «Введение в философию религии», «Краткий религиозно-философский словарь», а также статьи по религиозной философии, богословию, экологии и культуре.
Леонид Иванович родился в станице Октябрьской Павловского района Краснодарского края в семье рабочего.
В 1970 г. окончил Московский физико-технический институт (г. Долгопрудный Московской обл.), два года работал как инженер-физик в городе Дубна Московской обл. в Объединенном институте ядерных исследований.
С 1972 по 1975 гг. — аспирант Института философии Российской Академии наук (г. Москва), где специализировался по философским вопросам естествознания. Кандидатскую диссертацию на тему «Методологические аспекты синтеза знаний в экологии» защитил в 1977 г.
В 1975 г. работал в Научно-информационном отделе «Информкультура» Государственной библиотеки им. Ленина.
С 1976 по 1990 гг. был научным сотрудником Института философии Российской академии наук, с 1990 по 1994 — старшим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам РАН в Москве.
С 1989 по 1993 гг. преподавал философию в Московской Духовной Семинарии (г. Сергиев Посад). С 1994 и до кончины — преподаватель кафедры истории зарубежной культуры, а затем старший преподаватель кафедры философии ПСТГУ, г. Москва (вёл курсы: История русской религиозной философии, Философия религии, Философская герменевтика, Философская антропология, Основное богословие). Работал в ПСТГУ (ранее ПСТБИ) с момента его основания, был ведущим педагогом, автором монографий и учебных пособий, проводил активную научную и педагогическую работу среди аспирантов и студентов.
Начиная с 1990-х гг. в разное время преподавал философские дисциплины также в Католической высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге, в Институте философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, в Общедоступном православном университете им. о. Александра Меня, в Библейском Богословском Институте им. апостола Андрея, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, читал уникальный для России курс «Основы герменевтики Св. Писания» и в Колледже библейских основ церковных служений «Наследие». Последние 14 лет преподавал и в Московской семинарии евангельских христиан (по дисциплинам: Философия, Философия религии, Мировые религии, Христианская этика, Культы, Русская Православная Церковь).
В первые годы работы радио «София» был одним из его ведущих. На радио «Мария» — ведущий программ «Свидетели веры», «Русские религиозные философы», «Основы веры», «Вопросы христианской этики». Участвовал в беседах на радио «Россия», «Свобода», «Теос» и в телепередачах.
Член редакционного совета журналов «Истина и жизнь», «Приходские вести».
Из автобиографии 2004 года
«Теперь кратко о духовной стороне автобиографии. Мое обращение к вере произошло в 1975 г. под влиянием чтения православной духовной литературы, в частности, книг о. Александра Меня, православного священника, свидетеля веры, служителя Слова, погибшего 09.09.1990 под Москвой. Вначале это обращение было скорее интеллектуальным, чем от глубокого переживания сердца. Я начал открывать для себя смысл Св. Писания и церковного Предания и понял, что спасает только Христос, что в нашей Церкви было, есть и всегда будет реальным действенное присутствие Христа.
Я полюбил дело Христово, совершаемое на земле, вначале, наверное, больше дело, работу, чем самого Христа. Это не было тогда полным обращением сердца. Больше хотелось тогда найти общину, где я почувствовал бы себя своим, принятым. Господь, очевидно, не поддерживает таких субъективных намерений и интересов. В окружении о. Меня я не увидел такой общины, которую готов был бы признать подлинно церковной. Господь провел меня через кризис, итогом которого стало выпадение — после гибели о. Меня — из “меневской” среды и, надеюсь, более основательное православное воцерковление. Решающим критерием стало ясное осознание, что надо потрудиться для Господа и Церкви, посвятив этому оставшуюся часть жизни. Благодаря свидетельству веры о. Александра, я принял как свою именно Русскую Православную Церковь — со всеми ее бедами и проблемами, накопившимися за многие века нашей трагической истории.
Будучи философом по подготовке и роду занятий, я нашел возможность использовать свои знания, чтобы мой труд стал нужен Церкви. Философию понимаю как одно из средств, созданных культурами разных времен и народов, нужных для церковного служения, для содействия тому, чтобы приводить к Господу всех, кто жаждет спасающего Слова и ищет Высшей правды».
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!