Леонид Иванович Василенко | Введение в русскую религиозную философию (2009) [DOC]
#777 Автор: Леонид Иванович Василенко Название: Введение в русскую религиозную философию Год: 2009 Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ISBN: 5-7429-0218-2 Формат: DOC Качество: Изначально электронное (ebook) без илл.
Описание: В данной книге раскрывается основное содержание русской религиозно-философской мысли XIX-XX вв. Основное внимание уделено вопросам метафизики и теории познания, философии религии, философии культуры, философии истории, нравственно-этической проблематике, дискуссиям о религиозной миссии России и роли православия в социальном и культурном развитии нашей страны. Дан также анализ различных решений социально-философской проблематики, рассмотрены философско-антропологические установки русской философской мысли для понимания творческого призвания и становления личности.
Рекомендуется для студентов богословских учебных заведений, философов, всех, интересующихся историей русской философской и религиозной мысли.
Содержание
Предисловие
Раздел I. Проблемно-тематическое самоопределение русской религиозно-философской мысли
Глава 1. Западники и славянофилы: спор о России 1.1. Петр Чаадаев: Восток, Запад и Россия 1.2. Ранние славянофилы о Православии и путях России 1.3. Иван Киреевский о разумно-свободной личности 1.4. Алексей Хомяков о соборности и истине Глава 2. Младшие славянофилы, почвенники и борьба с Западом 2.1. И. С. Аксаков, Ф. И. Тютчев, панславизм 2.2. Юрий Самарин о личности в общине 2.3. Николай Данилевский об исторических циклах 2.4. Константин Аксаков: и община и общество, этика и право Глава 3. Константин Леонтьев 3.1. Духовный опыт и идеи 3.2. Византизм русская государственность Глава 4. Памфил Юркевич Глава 5. Николай Федоров
Раздел II. Вокруг метафизики Всеединства Владимира Соловьева
Глава 6. Владимир Соловьев 6.1. Жизненный путь 6.2. Богочеловечество и византизм 6.3. Всеединство 6.4. София 6.5. Восток и Запад 6.6. Историческая миссия России 6.7. «Оправдание добра» 6.8. Смысл любви 6.9. «Три разговора» 6.10. Некоторые итоги Глава 7. Сергей Трубецкой Глава 8. Евгений Трубецкой Глава 9. О. Сергий Булгаков 9.1. Жизненный путь 9.2. Синтетичность мышления 9.3. Два града 9.4. Философия хозяйства 9.5. Софиология 9.6. Трагедия философии 9.7. Религиозный опыт 9.8. Церковь и культура
Раздел III. Послесоловьевские поиски и разработки ХХ века
Глава 10. Семен Франк 10.1. Духовная ситуация времени 10.2. Богочеловечество и творчество 10.3. Непостижимое 10.4. Совершенствование мира 10.5. Духовные основы общества Глава 11. Николай Лосский 11.1. Идеал-реализм, интуитивизм, персонализм 11.2. Бог и мир 11.3. Предсуществование душ и реинкарнация Глава 12. О. Павел Флоренский 12.1. Столп и утверждение Истины 12.2. SIN и символизм 12.3. Философия культа Глава 13. Николай Бердяев 13.1. Два понимания христианства 13.2. Бог и свобода 13.3. Бог и личность 13.4. Пафос и трагедия творчества 13.5. Смысл истории Глава 14. Лев Карсавин 14.1. Философия истории 14.2. «Симфоническая личность» Глава 15. Иван Ильин 15.1. Религия и философия 15.2. Вера и культура 15.3. Религиозный опыт 15.4. Сопротивление злу 15.5. Монархия и правопорядок Глава 16. Георгий Федотов 16.1. Творческие выборы 16.2. Лицо России 16.3. Церковь и культура 16.4. Национальное дело Глава 17. Прот. Георгий Флоровский 17.1. О русской философии 17.2. Философия истории 17.3. Христианство и культура 17.4. О неопатристическом синтезе
Приложение 1. Из полемики вокруг наследия Киреевского и Хомякова Приложение 2. «Хоровая община» и дионисийский соблазн Приложение 3. Из полемики вокруг наследия К. Н. Леонтьева Приложение 4. О причащении Вл. Соловьева священником-униатом Приложение 5. Судьба России согласно Н. А. Бердяеву Приложение 6. Платонизм и оккультизм о. П. А. Флоренского Приложение 7. Трагедия древнерусской святости cогласно Г. П. Федотову Приложение 8. Евразийский соблазн
Леонид Иванович Василенко (31.05.1946–16.07.2008) — известный ученый, специалист в области истории русской религиозной философии и философии религии, доцент кафедры философии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), кандидат философских наук. Его перу принадлежат книги «Введение в русскую религиозную философию», «Введение в философию религии», «Краткий религиозно-философский словарь», а также статьи по религиозной философии, богословию, экологии и культуре.
Леонид Иванович родился в станице Октябрьской Павловского района Краснодарского края в семье рабочего.
В 1970 г. окончил Московский физико-технический институт (г. Долгопрудный Московской обл.), два года работал как инженер-физик в городе Дубна Московской обл. в Объединенном институте ядерных исследований.
С 1972 по 1975 гг. — аспирант Института философии Российской Академии наук (г. Москва), где специализировался по философским вопросам естествознания. Кандидатскую диссертацию на тему «Методологические аспекты синтеза знаний в экологии» защитил в 1977 г.
В 1975 г. работал в Научно-информационном отделе «Информкультура» Государственной библиотеки им. Ленина.
С 1976 по 1990 гг. был научным сотрудником Института философии Российской академии наук, с 1990 по 1994 — старшим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам РАН в Москве.
С 1989 по 1993 гг. преподавал философию в Московской Духовной Семинарии (г. Сергиев Посад). С 1994 и до кончины — преподаватель кафедры истории зарубежной культуры, а затем старший преподаватель кафедры философии ПСТГУ, г. Москва (вёл курсы: История русской религиозной философии, Философия религии, Философская герменевтика, Философская антропология, Основное богословие). Работал в ПСТГУ (ранее ПСТБИ) с момента его основания, был ведущим педагогом, автором монографий и учебных пособий, проводил активную научную и педагогическую работу среди аспирантов и студентов.
Начиная с 1990-х гг. в разное время преподавал философские дисциплины также в Католической высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге, в Институте философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, в Общедоступном православном университете им. о. Александра Меня, в Библейском Богословском Институте им. апостола Андрея, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, читал уникальный для России курс «Основы герменевтики Св. Писания» и в Колледже библейских основ церковных служений «Наследие». Последние 14 лет преподавал и в Московской семинарии евангельских христиан (по дисциплинам: Философия, Философия религии, Мировые религии, Христианская этика, Культы, Русская Православная Церковь).
В первые годы работы радио «София» был одним из его ведущих. На радио «Мария» — ведущий программ «Свидетели веры», «Русские религиозные философы», «Основы веры», «Вопросы христианской этики». Участвовал в беседах на радио «Россия», «Свобода», «Теос» и в телепередачах.
Член редакционного совета журналов «Истина и жизнь», «Приходские вести».
Из автобиографии 2004 года
«Теперь кратко о духовной стороне автобиографии. Мое обращение к вере произошло в 1975 г. под влиянием чтения православной духовной литературы, в частности, книг о. Александра Меня, православного священника, свидетеля веры, служителя Слова, погибшего 09.09.1990 под Москвой. Вначале это обращение было скорее интеллектуальным, чем от глубокого переживания сердца. Я начал открывать для себя смысл Св. Писания и церковного Предания и понял, что спасает только Христос, что в нашей Церкви было, есть и всегда будет реальным действенное присутствие Христа.
Я полюбил дело Христово, совершаемое на земле, вначале, наверное, больше дело, работу, чем самого Христа. Это не было тогда полным обращением сердца. Больше хотелось тогда найти общину, где я почувствовал бы себя своим, принятым. Господь, очевидно, не поддерживает таких субъективных намерений и интересов. В окружении о. Меня я не увидел такой общины, которую готов был бы признать подлинно церковной. Господь провел меня через кризис, итогом которого стало выпадение — после гибели о. Меня — из “меневской” среды и, надеюсь, более основательное православное воцерковление. Решающим критерием стало ясное осознание, что надо потрудиться для Господа и Церкви, посвятив этому оставшуюся часть жизни. Благодаря свидетельству веры о. Александра, я принял как свою именно Русскую Православную Церковь — со всеми ее бедами и проблемами, накопившимися за многие века нашей трагической истории.
Будучи философом по подготовке и роду занятий, я нашел возможность использовать свои знания, чтобы мой труд стал нужен Церкви. Философию понимаю как одно из средств, созданных культурами разных времен и народов, нужных для церковного служения, для содействия тому, чтобы приводить к Господу всех, кто жаждет спасающего Слова и ищет Высшей правды».
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!