В.В. Болотов | Учение Оригена о Святой Троице (1879) [PDF]
#777 Автор: В.В. Болотов Название: Учение Оригена о Святой Троице Год: 1879 Издательство: С.-Петербург, тип. Ф.Г. Елеонского Отрасль (жанр): христианство, догматическое богословие, история церкви Язык: Русский (дореформенный) Формат: PDF Качество: OCR без ошибок, без илл. Количество страниц: 462
Описание: Сочинение В.В. Болотова «Учение Оригена о Святой Троице» «по сей день остается лучшим изложением тринитарных взглядов Оригена, ни в чем не превзойденным позднейшими исследованиями» (Флоровский Г., прот. Догмат и история. М., 1998. С. 84). В 1-м отделе излагается церковные и внецерковные формы учения о Св. Троице до нач. III в. и возможное влияние на них современного им философского учения о первом и втором началах. Затем автор раскрывает учение Оригена, отмечая, что его исчерпывающее понимание осложнено утратой греческого подлинника сочинения «О началах» и неточностью латинского перевода этого и других произведений Оригена, сделанных Руфином и блж. Иеронимом. Одной из важных заслуг Оригена в богословской мысли и едва ли не самым блестящим пунктом в его учении о Св. Троице Болотов считает мысль о том, что «рождение Сына есть акт не только предвечный, но и всегда настоящий». Однако Болотов отмечает, что уже в суждениях Оригена о Боге Отце содержатся положения, предполагающие субординационизм в представлении о Сыне (в частности, определение природы Отца как нерожденной или неоплатонически окрашенный акцент на сверхсущносности Первого Лица Св. Троицы). К учению о рождении Сына Божия из существа Отца (утвержденному затем авторитетом Вселенского I Собора) Ориген относился полемически, причем высказывался «не против неправильных выводов только, но и против самого выражения «рождение из существа»». Односторонность такого взгляда, по мнению Болотова, состояла в том, что Ориген видел «в этом учении только попытку объяснить образ рождения Сына от Отца». Как показывает Болотов, невозможность «единосущия» в системе Оригена связана с отсутствием у него строгого различения между существом и ипостасью. В полемике с гностиками, согласно Блотову, отрицательное отношение Оригена к понятию единосущия Отца и Сына кристаллизуется настолько, что он высказывается «в смысле решительного субординационизма», отрицая равенство Отца и Сына по Божеству. Воззрения Оригена на бытие Третьего Лица Св. Троицы отличались неполнотой и неясностью. Заключительная часть диссертации посвящена исторической судьбе учения Оригена. Здесь автор высказывает мнение, что арианство и особенно полуарианство при всем отличии сближается по многим пунктам с воззрениями Оригена. Касаясь оригенистических споров IV-VI вв., Болотов утверждает, что причиной осуждения Оригена при имп. Юстиниане были не тринитарные взгляды, а его антропология, христология и эсхатология.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!