#777 Год издания: 1996 Автор: Михальская А.К. Жанр или тематика: Учебное пособие для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений
Издательство: М.: Просвещение ISBN: 5-09-007044-X Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 416
Сканирование: AAW
Описание: Учебная книга, написанная по программе «Основы риторики: От мысли к слову», утвержденной Министерством образования РФ, является первым за последние семь десятилетий учебным руководством по всему курсу риторики. Автор знакомит учащихся с законами риторики, с основами мастерства публичного выступления, с искусством ведения беседы, спора, рассказывает о своеобразии русской риторики. В пособии теоретический материал сопровождается практическими заданиями, что дает возможность учащимся прочнее и глубже закрепить полученные знания, овладеть искусством красноречия. "Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою лицедеев."
"И нет речи более гармоничней, чем та, в которой резкость и напряженность оратора смягчена обходительностью, а спокойная мягкость подкреплена некоторой настойчивостью и напряженностью." Цицерон
"...И, разместив слова, удвоил тем их власть." Буало Н.
"Благодаря такой денежной пени, налагаемой на многословие, все любители пространного стиля - и даже достохвальные суды - сжимаются и спрессовываются в Тацитов." Жан-Поль
"...motus animi continuus (вибрация, непрестанное движение духа - Цицероново определение красноречия), придает сжатость, рельефность, изящество, полет, ритм, разнообразие." Флобер Г.
"Разговорные слова (пишет Вольтер) — пружины стиля. Хорошо сказано, ибо в самом деле именно благодаря этим словам стиль трогает читателя и проникает в его душу. Благодаря им великие мысли, так сказать, имеют хождение в обществе и тем самым уподобляются золотым и серебряным монетам высокой пробы со знакомым изображением. Разговорные слова внушают доверие к тому, кто пользуется ими, и проясняют необычные мысли. Эти слова убеждают нас, что тот, кто употребляет их,— человек, знающий жизнь и нравы, много испытавший, человек от мира сего; человек, так сказать, не спящий и не грезящий, а бодрствующий. Кроме того, лишь эти слова сообщают стилю искренность. Они показывают, что та или иная мысль, то или иное чувство давно уже зародились в душе пишущего, что он вскормлен ими, что они полностью вошли в его плоть и кровь и стали для него настолько привычными, что он способен выразить эти мысли, сделавшиеся для него банальными после столь долгого вынашивания, с помощью общепринятых оборотов."
"Гордые римляне были туги на ухо; приходилось долго ласкать их слух, чтобы приучить их слышать и воспринимать прекрасное. Поэтому даже их мудрые историки прибегают к ораторскому стилю. Греки, напротив, обладали слухом тонким, абсолютным, и достаточно было коснуться его слегка, чтобы взволновать их сердца. Поэтому изящные мысли нравились им, как бы скромно ни было их украшение. Поэтому в описаниях они довольствовались истиной в чистом виде. Поэтому стиль их авторов был прост, а фразы кратки, и писатели придерживались прежде всего мудрости, гласившей: «Ничего лишнего». Мысли их были тщательно отобраны и чрезвычайно четки; слова были подобраны друг к другу и обладали внутренней гармонией (между тем как у римлян гармония проистекала лишь из сочетания и согласования слов между собой); наконец, ничто в их творениях не затрудняло восприятия; таковы отличительные черты прекрасной греческой литературы. Лишь у греков, испорченных римской жизнью, встретите вы туманное многословие. У лучших же греческих историков вы не найдете ни одного ораторского приема, а красноречие величайших греческих ораторов ближе к истории, чем история умелых греческих повествователей — к красноречию."
" Все общие места всегда интересны. Они являются общими и всеми признанными лишь в силу того, что всегда и во всем верны природе. " Жозеф Жубер
"Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям - просторно." Некрасов Н.А.
Примеры страниц
Оглавление
От автора 4 Введение 9 Сила слова и особенности современного красноречия 9 Исторические изменения предмета риторики 18 Определение современной риторики 32 Современная общая риторика 36 Частные риторики 41 Вопросы для самопроверки и размышления 42 Задания и упражнения 43 Глава 1. Риторика и речевое поведение человека 45 Риторика и лингвистическая прагматика 45 Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация 46 Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства 50 Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие (речевой акт) 56 Сообщение прямое и косвенное (метасообщение) 61 Принцип гармонии речевого события 64 Требования к поведению говорящего 67 Законы современной общей риторики 81 Принцип коммуникативного сотрудничества. Стратегии речевого поведения 94 Принцип гармонии дискурса: согласие голосов в хоре жизни 102 Чувство аудитории, или коммуникативность 106 Вопросы для самопроверки и размышления 112 Задания и упражнения 114 Глава 2. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция) 122 Античный риторический канон 125 Что такое изобретение? 130 «Общее место» (топ) как смысловая модель 131 Смысловая модель «род и вид» 133 Смысловая модель «определение» 136 Смысловая модель «целое — части» 139 Смысловая модель «свойства» 143 Смысловая модель «сопоставление» 145 Смысловая модель «причина и следствие» 148 Смысловая модель «обстоятельства» 153 Смысловые модели «пример» и «свидетельство» 154 Смысловая модель «имя» 159 Смысловая схема речи 160 Вопросы для самопроверки и размышления 166 Глава 3. Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция) 177 Риторические традиции расположения содержания в описании: рекомендации старых риторик 179 Как описать предмет речи? 183 Как рассказывать истории? 186 Как говорить, рассуждая? Классический образец речи-рассуждения (хрия) 189 Искусственная хрия, особенности ее структуры и использования 195 Вопросы для самопроверки и размышления 197 Задания и упражнения 198 Глава 4. Риторический канон: словесное выражение (элокуция) 211 Риторика образа: понятие риторического тропа 213 Метафора, ее структура и риторические функции 216 Метонимия и ее использование в риторических целях 220 Ирония и парадокс как риторические средства 222 Риторическая сила иносказания: намек 224 Общие рекомендации к использованию тропов в речи 226 Понятие риторической фигуры 228 Антитеза как фигура речи и смысловая модель 229 Градация и эмоциональность речи 230 Повтор 233 Период как средство ритмизации речи и его роль в ораторской практике 236 Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи 240 Риторический анализ и риторический эскиз речи 246 Как сделать свою речь правильной? 254 Вопросы для самопроверки и размышления 256 Задания и упражнения 257 Глава 5. Основы мастерства публичного· выступления (оратория) 263 Структура публичного выступления 265 Составление риторического эскиза публичного выступления 272 Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения 275 Аргументирующая речь: общая характеристика, планирование и тактика Вводной части 280 Аргументирующая речь: планирование и тактика Основной части 285 Аргументирующая речь: планирование и тактика Заключения 289 Информирующая речь, ее разработка и исполнение 291 Общие принципы управления вниманием аудитории 294 Как готовиться к публичному выступлению 300 Мимика и жестикуляция оратора 304 Портреты российских ораторов начала XX века. Падение политического красноречия в России 309 Вопросы для самопроверки и размышления 315 Задания и упражнения 317 Глава 6. Основы мастерства беседы и спора 320 О сущности беседы и ее типах 320 Принципы поведения собеседников и возможности взаимопонимания 324 Непринужденная дружеская беседа как особый вид общения 329 Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в «светской» беседе 330 Непродуктивные модели беседы и как их избежать 333 Основы ведения деловой беседы 337 Как делать комплименты? 343 Как произносить тосты? 346 О природе подлинного (продуктивного) спора 348 Основные виды аргументов и структура доказательства 352 Основные стратегии, тактики и приемы спора 361 Вопросы для самопроверки и размышления 365 Задания и упражнения 367 Глава 7. Истоки, пути становления и особенности русского красноречия 379 Понятие риторического идеала 380 Риторический идеал античности 380 Истоки и особенности древнерусского риторического идеала 389 Русские традиции красноречия и современность 399 Вопросы для самопроверки и размышления 403 Заключение 404 Дополнительная литература 407
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!