#777 Год: 2013 Автор: Кравченко А.В. Издательство: М.: Рукописные памятники Древней Руси ISBN: 978-5-9551-0633-5 Серия: Разумное поведение и язык. Language and Reasoning Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 388
Описание: В книге ставится вопрос о необходимости переосмысления традиционных познавательных установок и теоретических положений науки о языке. Такая необходимость вызвана отсутствием четко сформулированного идеального проекта языкознания, в результате чего образовался разрыв между теорией и теми практическими задачами, которые наука о языке призвана решить в первую очередь. Обосновывается необходимость новой эпистемологической платформы, призванной вывести науки о языке из методологического тупика, и намечается путь, по которому уже началось движение биологически ориентированной когнитивной науки.
Для широкого круга языковедов, филологов, философов и методологов науки.
Введение: Выбирая курс 8 ЧАСТЬ I. УХОДЯ ОТ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 22 Глава 1. Что и зачем изучает языкознание? 24 1.1. Наука о языке и се объект 24 1.1.1. Речь vs. письмо 24 1.1.2. Литературный язык 33 «Нормативность» 39 «Полифункциональность» 41 «Престижность» 45 1.2. Языкознание в теории и на практике 48 1.2.1. Образовательный парадокс 48 1.2.2. Аксиомы ортодоксального языкознания и языковой миф 57 1.2.3. Лингвистический шаманизм 63 1.2.4. Эмпирическая лингвистика 72 1.3. О пользе и вреде традиций 76 Глава 2. Язык и коммуникация 83 2.1. Постановка вопроса 83 2.2. Язык как «средство коммуникации» 86 2.3. Коммуникация и «обмен информацией» 88 2.4. «Канал связи» и информация 91 2.5. О непрямом характере коммуникации 98 2.6. Подводя итог 105 Глава 3. Компьютерная метафора в лингвистике 107 3.1. Постулаты когнитивной науки «первого поколения» 107 3.2. Методологическая проблема 111 3.3. Онтологическая проблема 113 3.4. Есть ли альтернатива? 121 Глава 4. О репрезентативности языка 126 4.1. Наследие рационалистического дуализма 126 4.2. Проблема с «контейнерной» метафорой 132 4.3. Что «репрезентируют» языковые знаки? 140 4.3.1. Объективизм 140 4.3.2. Субъективизм 147 4.3.3. Межсубъсктность 150 4.4. Грамматика как семиотическая система 152 4.4.1. Несколько «что»-вопросов 152 4.4.2. Письменноязыковая предвзятость грамматики ... 156 4.4.3. Грамматика как знаковые отношения 161 4.4.4. Грамматика и когниция 166 Глава 5. Язык, знание и сознание 171 5.1. Эпистемологический поворот 171 5.2. О концептах 174 5.2.1. Концепт как «концептуальная» проблема 174 5.2.2. Концепт в биологии познания и языка 183 5.3. Проблема ментальных репрезентаций 187 5.3.1. Рационалистическая традиция 187 5.3.2. Интернализм vs. экстернализм 191 5.3.3. Когнитивная функция репрезентаций 194 5.4. Язык и когнитивная настройка организма 199 ЧАСТЬ 2. ОТ АНАЛИЗА К СИНТЕЗУ 204 Глава 6. Холизм как методологический принцип 206 6.1. Недостатки аналитизма 206 6.2. На пути к синтетизму 213 6.3. Проблема метода в когнитивной науке 223 Глава 7. Биологическая парадигма в науках о языке 233 7.1. Биосемиотика 233 7.1.1. Теоретические предпосылки 233 7.1.2. Основные понятия биосемиотики 238 7.1.3. Проблема с познавательными установками 246 7.1.4. Почему кодирование нельзя считать семиозисом 251 7.2. Биолингвистика 255 7.2.1. Биолингвистика генеративного толка 255 7.2.2. Биолингвистика функционального толка 259 7.3. Биокультурная теория значения 262 Глава 8. К распределенной модели когниции и языка 266 8.1. Проблема с воплощенной когницией 266 8.2. Распределенная когниция 271 8.3. Язык и когнитивные процессы 273 8.4. Новые направления и проблемы 281 Глава 9. Возвращаясь к гипотезе Сепира-Уорфа 285 9.1. Языковой детерминизм как проблема 285 9.2. От гипотезы к теории 290 9.2.1. Теория восприятия Матураны 290 9.2.2. Понятие субстрата 294 9.3. Обновленная объективность 300 9.4. Бытие человека и экология языка 303 Глава 10. Язык и общество 310 10.1. Научение языку как когнитивный процесс 310 10.2. Когнитивный феномен функциональной неграмотности 318 10.2.1. Грамотность как вид знания и текстовое поле языка 318 10.2.2. Ориентирующая функция текстового поля 326 10.2.3. Функция языка в общественном «организме» 331 10.3. Изменения в общественном сознании в зеркале языковых изменений 335 10.3.1. Язык «совка» 335 10.3.2. Гибридизация языка: перезагрузка системы ценностных ориентиров? 343 Эпилог: Камо грядеши? 351 Литература 355
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!