Державин Гавриил Романович - Мнѣнiе объ отвращенiи въ Бѣлоруссiи голода и устройствѣ быта евреевъ. 1800 / Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев. 1800 [1872, PDF, RUS]
Мнѣнiе объ отвращенiи въ Бѣлоруссiи голода и устройствѣ быта евреевъ. 1800 / Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев. 1800
#777 Год: 1872 Автор: Державин Гавриил Романович Жанр: история Издательство: Санкт-Петербургъ: въ типографiи Императорской Академiи Наукъ Язык: Русский (дореформенный) Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 107 Описание: Полное заглавие подлинника: „Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем“. Для установления текста служили нам три списка этого обширного „Мнения“, полученные: от М. П. Погодина (писанный при жизни Державина, с поправкой его руки, но без приложений), от П. П. Пекарского и от покойного Ад. Ф. Штакельберга, бывшего директором Статистического комитета (последние два с некоторыми из следующих к записке приложений в верности уступают первой, современной копии). Подлинная рукопись сгорела в пожаре 1862 г., истребившем архив Департамента духовных дел иностранных исповеданий (см. ниже примечания к приложениям, с. 210). Часть этой записки была напечатана A. M. Лазаревским в издании Н. В. Калачева „Архив исторических и практических сведений“ (кн. IV. СПб., 1862, с. 60-84), причем только отдел о евреях был сообщен целиком. Первая же половина - о положении белорусских крестьян и проект преобразования быта евреев - были изложены сокращенно, приложения остались неизвестны издателю. В напечатанный тогда текст и особенно в подстрочные примечания записки вкрались многие неверности, ныне устраненные благодаря сличению нескольких списков. После Державина писали о евреях весьма многие, в том числе и А. И. Тургенев (1809), как видно из письма Карамзина к нему и из примечания самого Тургенева в „Москвитянине“ (1855, №1, с. 86). В этом же письме Карамзина упоминается о польской книге Чацкого по тому же предмету, изданной в Вильно в 1807 г. под заглавием „Rozprava о Zydach i Karaitach, prezez Tadeusza Czackiego“. В наше время значительно разрослась в русской печати литература вопроса о евреях. В недавнее время во 2-м томе „Еврейской библиотеки“ (СПб., 1872, с. 210-218) напечатан г. Оршанским довольно подробный обзор „Мнения“ Державина, к сожалению, не отличающийся беспристрастием. Приложенные к „Мнению“ примечания самого Державина обозначаются ниже звездочками для отличия от наших примечаний, означенных цифрами. (Печатается по изданию: Г. Р. Державин. Сочинения в девяти томах. Т. 7. СПб., 1871. - Ред.)
„Обязан будучи вследствие высочайшей воли Государя Императора сказать мое мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного и обуздании корыстных помыслов евреев таким образом, чтобы они, снискивая себе пропитание собственными своими руками, были более чем ныне благу общему полезными, прочитывал я и разведывал все, что только до сих предметов принадлежит. По всему тому нахожу, что мнение мое должно быть в двух частях: во-первых, вообще о белорусских обитателях; во-вторых, о евреях.“ Державин Гавриил Романович
Портрет Державина кисти Боровиковского.
«Уже в 1878 году евреям принадлежало шестьдесят процентов экспорта хлеба из Одессы, и они потеснили греков - монополистов в торговле хлебом. Евреи вывозили хлеб и из Николаева, Херсона, Ростова-на-Дону и через порты Балтийского моря. „Если русская хлебная торговля.., - писал исследователь, - вошла составной частью в мировой торговый оборот.., то этим страна обязана главным образом евреям, выполнившим это сложное и важное дело вопреки всем препятствиям, которые ставились... на пути их деятельности“.» Алина Иосифовна Ребель „Евреи в России. Самые влиятельные и богатые“ (Эксмо, серия: Еврейский код успеха, 2011)
Извлечение из „Мнения“ Г. Р. Державина
«Белорусская губерния, составленная из бывших Полоцкой и Могилевской, простирается на нарочито различных земляных почвах. В Полоцкой - глинистые, песчаные и подзол; в Могилевской — серые, иловатые и тоже несколько глинистые, потому хлебные урожаи суть в них не одинаковы: в Могилевской всегда лучшие, в Полоцкой всегда худшие. Уверяют, что в сей последней уже сряду 9 лет продолжается недород хлеба, и оттого все запасы перевелись. В нынешнем году в сей северной части терпели поселяне не только недостаток, но и самый голод; в полуденной же, или Могилевской, хотя не было изобилия, но и нужды большой не видали. Кроме годов неурожайных причины недостатка хлеба нахожу я следующие. Первое: вообще поселяне в Белоруссии хотя единоплеменны русскому пароду, но примечается в них удивительная разность и в нравах, и в образе жизни. Русские крестьяне не только в смежных провинциях, но издавна в сей край зашедшие, трудолюбивы и прилежны к земледелию. В случае хлебного недорода наполняют недостаток свой извозом и разными промыслами, никогда почти не требуют ссуды или помощи от владельцев, несравненно принося больше им прибыли, сколько исправным платежом оброка, столько тщательным обрабатыванием полей. Напротив того, поляки ленивы в работах, непроворны, чужды всех промыслов и нерадетельны в земледелии; не заботятся о будущем, но ищут, как бы прогулять время и отлынивать от трудов. Несколько раз примечено, что в самую рабочую пору [они] целые дни просиживают над озером с удою. В случае неурожая хлеба считают необходимым долгом просить снабжения от помещиков не только для семян, но и для пищи. По собрании жатвы неумеренны и неосторожны в расходах: пьют, едят, веселятся и отдают жидам за старые долги и за попойки все то, что те ни потребуют; оттого зимой, обыкновенно, уже показывается у них недостаток. Едят хлеб не веяный, весной - колотуху или из ржаной муки болтушку; в мае, июне и июле довольствуются, с небольшой пересыпкой какого-нибудь жита, изрубленными и сваренными травами наподобие каши; терпя голод, так бывают истощены, что с нуждою шатаются, и оттого успехов в земледелии в сем краю быть не может. Присовокупя к тому, что в праздничные дни, коих они сверх установленных множество выдумали еще сами, обращаются в пьянство и просиживают в корчмах. Таковой образ жизни польских крестьян произошел, кажется, от древней их свободы, что вольно им было переходить от помещика к помещику, что платили тогда весьма легкие подати, что поступали в управление от одного арендатора к другому. А оттого, будучи не привязаны ни привычкой, ни доверенностью к помещикам, ни заботой и строительством к домам своим, первых почти совсем не зная, а о вторых не имея ни малейшего рачения, уповают сегодня или завтра перейти на новые жилища; а оттого так сделались ко всему равнодушны и вялы, что похожи на отчаянных. Словом, живут со дня на день, лишь бы как-нибудь провести время. Второе: владельцы также, исключая некоторых, не суть домостроительны: управляют имениями своими, а особливо богатейшие польские господа, большей частью не сами, но через арендаторов и экономов своих. Третье: превосходнейшие прибытки получаются здесь больше от винокурения: курят вино владельцы, курят панцирные бояре, окольная шляхта, попы, разных орденов монахи и жиды. Четвертое: многие здесь владельческие деревни отдаются в аренду, но редко можно видеть в них устройство по причине, что к заключению контрактов на аренды нет общих правил, коими бы охранялись как крестьяне от отягощения, так и хозяйственная часть от расстройки; а от того выходит, что многие любостяжательные арендаторы, оставляя прямое хозяйство, которое бы при порядочном распоряжении могло бы приносить довольную к вознаграждению трудов их прибыль, выискивают все средства к скорейшему своему обогащению на счет вверившего им свои деревни; крестьян изнурительными работами и налогами приводят в беднейшее состояние и превращают из хлебопашцев в бобылей, а владельческое домостроительство нерачением об оном и опустошением для извлечения своей корысти повергают в совершенный упадок. Пятое: также некоторые помещики, отдавая на откуп жидам в своих деревнях винную продажу, делают с ними постановления, чтоб их крестьяне ничего для себя нужного нигде ни у кого не покупали и в долг не брали, как только у сих откупщиков, и никому из своих продуктов ничего не давали, как токмо сим жидам же откупщикам; а сии, покупая от крестьян дешевле истинных цен и продавая им втрое дороже, обогащаются барышами и доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба: ибо ежели не с сугубым превосходством, то уже, конечно, должны отдать вдвое; кто же из них того не исполнит, бывают наказаны. Такими-то и тому подобными узами (не говорю сего обо всех) отняты все способы у поселян быть зажиточными и сытыми. Однако при всем том есть достаточные, которые вышли из необходимости быть одолжаемы жидами. Шестое: к вящему же их [достаточных] расстройству не токмо в каждом селении, но в иных и но нескольку построено владельцами корчем, где для них и арендаторских жидовских прибытков продается по дням и по ночам вино. Сии корчмы ничто иное суть, как сильный соблазн для простого парода. В них крестьяне развращают свои нравы, делаются гуляками и нерадетельными к работам. Там выманивают у них жиды не токмо насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашенные орудия, имущество, время, здоровье и саму жизнь. Седьмое: сии злоупотребления усугубляет обычай, так называемый коледа, посредством коего жиды, ездя по деревням, а особливо осенью при собрании жатвы, и напоив крестьян со всеми их семействами, собирают с них долги свои и похищают последнее нужное им пропитание. Восьмое: жалуются здесь на сильный вывоз хлеба евреями в Лифляндскую губернию, а оттуда на привоз в Белоруссию многого количества вина. Я не понимал сему причины, какая была от того прибыль, чтоб, из Белоруссии вывозя хлеб в Лифляндию и пересиживая оный там в вино, ввозить паки в Белоруссию. Казалось мне, что прибыльнее бы было здешний хлеб, переведя в вино, здесь же распродать и тем бы избавиться от излишних туда и сюда на провоз расходов; но меня уверили, что будто лифляндские экономы знают какое-то средство, из меньшего числа хлеба большее количество доставить вина не прямым искусством, но какой-то сдобой. Девятое: терпят здесь крестьяне недостаток в соли, оттого что казенная продажа оной в 1794 году отменена, а для вывозу оной из Риги не сделано распоряжения; но, напротив того, оказывается им в том препятствие тем, что [так] как продукты здешние выменивают они там на соль непосредственно у иностранных негоциантов, то и почитается сие за род торговли, купечеству принадлежащей, а потому рижскими купцами крестьянам сие возбраняется. Десятое: поголовная хлебная подать, почитаемая здесь против прочих губерний тягостью, уменьшает тоже избыток в хлебе. Одиннадцатое: сетуют здесь также, и мною лично при объезде губерний примечено, что многие небольшие дороги, по которым никакого прогона скота в столицу не бывает, сделаны так же обширными, как и большие, то есть занято под них по 30 саженей шириной, потому многие удобренные поля или, лучше сказать, у некоторых владельцев почти целые владения под линии дорог сих отошли и через то запустели, что на них никакого посева хлеба не бывает. Двенадцатое: несколько тысяч душ, бывших прежде владельческими крестьянами, домогаясь дворянства, запустили без хлебопашества ноля свои. Тринадцатое: недостаток в скоте отнимает способы к удобрению полей, и вообще от всего вышеописанного и тому подобного губерния сия терпит скудость в хлебе. К отвращению чего необходимо, удаля все причины содействующие сему, уничтожить злоупотребления и изыскать средства к умножению изобилия, и для того предполагается следующее.» Гавриил Романович Державин
Смотрите также: Бершадскiй Сергей Александрович / Бершадский Сергей Александрович «Литовскiе евреи. Исторiя ихъ юридическаго и общественнаго положенiя въ Литвѣ отъ Витовта до Люблинской унiи. 1388-1569 г.» [1883, PDF] - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4602523 Гессенъ Ю.И. (Иуда Израилевич Гессен) «Евреи въ масонствѣ (опытъ историческаго изслѣдованiя)» [1903, PDF/DjVu] - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4594815 Грулёв Михаил Владимирович «Записки генерала-еврея» [2007, FB2/RTF, RUS] - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4591155 И ещё больше интересного под спойлером!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
Ресурс не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы для обмена на трекере предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!